КОСМОНАВТИКА И ДОКТРИНА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

КОСМОНАВТИКА И ДОКТРИНА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© Н.Б.Бодин, В.Н.Дедов, С.А.Ермаков, А.М.Кирюшкин, В.Д.Оноприенко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2011 г.

В этом году Российская Федерация отмечает 50-летие полета Юрия Алексеевича Гагарина в космос — самый выдающийся инновационный проект СССР и всего земного шара.

В настоящее время при реализации инновационных проектов техники, образования и экономики Россия встретилась со следующими проблемами:

Первая проблема — отсутствие хорошо подготовленных инновационных разработок с коротким отрезком времени по доставке и внедрению в промышленную технологическую практику, что подсаживает отечественную промышленность на импортные технологии и кормит российскими деньгами и без того вполне успешный западный сектор «исследования и разработки». Между тем опыт восполнения дефицита инженеров и технологов и успешного трансфера отечественных технологий был всегда, а сегодня сказывается особенно остро.

Вторая проблема — нехватка инженерных кадров и критичное для научно-технической преемственности отсутствие ученых-отраслевиков среднего звена, упадок прикладной науки в целом. Попыткам модернизировать Россию, перевести ее на рельсы экономики знаний, реализовать планы по инфраструктурному строительству, осуществление корпоративных технологических программ (в космосе, атомной и тепловой энергетике, госкомпаниях) мешает первоочередной дефицит именно высококвалифицированных специалистов-технократов.

Третья проблема — необходимость создания систем управления комплексно-взаимосвязанными инновационными проектами. Комплексная проблема возникает, когда космический, энергетический, воздушный, морской объект погружается в природную (космическую) среду и сразу возникают вопросы:

– Образовалась новая система, и что собой эта новая система представляет?

– Какие между объектом и природой возникают связи и существуют взаимосвязи при их реализации и, главное, как через них осуществляется взаимодействие между энергией, веществом и информацией?

Если мы сформулируем принципы существования такого комплекса, создадим систему мониторинга, научимся отслеживать обменные потоки, тогда мы сможем управлять этой новой инновационной системой и инновационным проектом в целом.

Сегодня возникает задача вновь, как и прежде в трудные времена: опыт Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда в кратчайшие сроки решались инновационные проекты. Все чаще и чаще возникает вопрос, почему тормозится развитие инновационной идеи в России. Сейчас инновационная цепочка включает фундаментальные исследования, переходящие в прикладные, НИОКР, научно-проектные работы, потом идет выпуск какого-то пилотного образца, а потом чаще всего возникают непреодолимые трудности.

Что касается космических исследований, военных образцов, энергомашиностроения, то в советское время эта схема, основанная на госзаказе, работала хорошо. За примерами далеко ходить не надо: многие ракетно-космические, ядерные, энергетические проекты, тот же запуск человека в космос состоялись благодаря разработкам инженеров-политехников.

Многие результаты НИОКР оказываются невостребованными, потому что не учитываются интересы рынка при формировании научных программ и исследований. Из необходимости и желания состыковать все это появилась идея так называемых отраслевых технологических платформ. В некотором смысле создание таких платформ — это возвращение к историческому опыту Советского Союза по управлению глобальными многопрофильными научно-технологическими направлениями. В свое время для их реализации объединялись десятки, а то и сотни научных, образовательных и промышленных субъектов, включая политехнические вузы и университеты всей страны.

Сегодня необходимо разработать и создать идеологию разворачивания инновационного процесса вокруг НИИ, КБ, университетов и политехнических институтов, воссоздания востребованного научного знания, втягивая в эту деятельность, в том числе, и студентов.

Как это сделать? В том числе и за счет того, что университет должен образовывать вокруг себя внедренческую среду, чтобы вести инновационный поиск и доводить разработки до практического применения. Сейчас, к примеру, рядом с политехническими институтами функционируют технопарки, где работают достаточно успешные компании, и в них должны работать преподаватели, студенты и аспиранты.

Другой путь повышения междисциплинарной квалификации студентов и аспирантов — их участие в исследованиях по так называемым приоритетным направлениям развития университетов и институтов страны. Не секрет, что существует разрыв между специалистами рабочих профессий и инженерами высокого класса, пустует ниша среднего звена, раньше это были выпускники техникумов. Кроме того, все это требует привлечения к учебному процессу нового оборудования, современных технологий. И тут необходимо опираться на взаимодействие с промышленными предприятиями, переносить часть учебного процесса на их площадки с привлечением их кадров, использованием их оборудования.

Главная задача — создание Объединенного научно-технологического института. Это следующий этап развития инновационной инфраструктуры. Это некий холдинг, который объединит внутривузовские НИИ и ряд научно-образовательных центров, победивших в конкурсах. Его цель — концентрация и фокусирование интеллектуальных, материальных (прежде всего речь идет о современном научном оборудовании), финансовых и кадровых ресурсов на прорывных инновационно-технологических направлениях для работы по тем же технологическим платформам. Создав такой механизм, который позволит научные разработки, ноу-хау быстро переводить в конечную продукцию, с которой можно выходить на рынок.

За границей многие аналогичные проблемы решены и апробированы во многих странах, но при выпуске высокотехнологичной продукции успех имеют только США, Великобритания, Япония и Китай.