МЕСТО РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ РОССИИ

© С.С.Корунов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2011 г.

Инновационная активность за последнее время в РФ заставляет представителей реального сектора практически всех отраслей, предприятий и организаций позиционировать себя в этом процессе, идентифицировать свои возможности и найти свое место, если не в самом обновлении, то, как минимум, в программах бюджетного финансирования. К сожалению, этому способствуют, в большинстве случаев, декларативность, стремление отчитаться и нередко за счет инновационного бума израсходовать огромные финансовые ресурсы не по назначению.

Свое место в этом процессе модернизации и обновления каждая отрасль и каждое предприятие должны определять в двух аспектах. Первый — является ли предприятие инновационным донором для других отраслей, и каков его инновационный потенциал. Второй — какие потребности в нововведениях существуют у предприятия как у реципиента, то есть потребителя новаций.

Существуя в двух этих ипостасях, предприятия должны планировать свою деятельность в условиях баланса возможностей и потребностей. Ракетно-космическая промышленность как в РФ (потенциально), так и в других странах (реально) является мощным инновационным донором для других отраслей хозяйства по таким направлениям, как технологии и материалы, космическая связь, навигация, метеорология, дистанционное зондирование Земли и др. Продукция космической деятельности является инновационной для сельского и лесного хозяйства, рыбного хозяйства, природопользования, транспорта и т. д. В то же время ракетно-космическая отрасль сама нуждается в инновационной продукции других отраслей хозяйства. Эти два состояния взаимосвязаны и определяют стратегию инвестиционной политики и коммерциализации.

В докладе излагаются основные аспекты этой политики, основные экономические и организационно-управленческие проблемы в промышленности РКТ, которые в целом можно назвать инновационной политикой отрасли, предприятий и организаций ракетно-космической промышленности.