МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА БУДУЩЕГО КАК ОТРАЖЕНИЕ СВОЙСТВ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА (К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И Д.Л. АНДРЕЕВ)

МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА БУДУЩЕГО КАК ОТРАЖЕНИЕ СВОЙСТВ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА (К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И Д.Л. АНДРЕЕВ)

© В.И.Алексеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2011 г.

Представители русского космизма в большей или меньшей степени уделяли внимание структуре, свойствам и параметрам общества будущего, утверждая определенный характер вектора общественного развития (А.В. Сухово-Кобылин, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, Н.А. Морозов, С.Н. Булгаков, Н.Г. Холодный, В.Н. Муравьев, В.И. Вернадский, Н.К. Рерих, Е.И. Рерих). Весьма перспективным представляется сравнительный анализ близких по духу идей обустройства общества будущего в учениях К.Э. Циолковского и Д.Л. Андреева. Это единомыслие вытекает из общности подхода обоих философов к закономерностям человеческой истории и детерминантам социального строительства.

Архетипы, которые можно выделить во взглядах Циолковского и Андреева (впрочем, как и всех философов-космистов), заключаются в следующем. 1. Онтологичность общественного бытия. 2. Вектор прогрессивного развития. 3. Периодизация истории, исходящая из степеней совершенства или несовершенства общества, а также из степени разделенности или объединенности отдельных социальных единиц (нации, социоисторические организмы, государства, континенты). 4. Глобальные масштабы общества как целостности (общепланетарное государство Розы Мира по Андрееву или союз космических общин по Циолковскому). 5. Прямая зависимость принципов социального устройства от внутреннего мира членов общества: их мировоззрения, целеполагания, доминирующих потребностей, социальных свойств личности.

Содержанием доклада является анализ последней позиции, то есть отражения индивидуальных свойств личности как в планировании самих социальных сфер, так и их функциональной нагруженности.

1. Демократизм характера, открытость по отношению к каждому человеку безотносительно расовой принадлежности и убеждений; принцип равенства приведет к выравниванию уровня жизни населения планеты. Средствами для этого станут создание мощной материально-технической базы, приоритетные финансовые вливания в строительную отрасль, сокращение рабочего дня, перераспределение доходов высокоразвитых стран в пользу всех остальных. Освоение великих пустынь, утепление полярных областей и зон вечной мерзлоты, расчистка лесов в тропическом поясе создадут условия для равномерного распространения цивилизации по поверхности земного шара. Принцип равномерного и полного освоения земных ресурсов в труде Андреева выражен чрезвычайно лаконично, в статьях Циолковского — полно и развернуто.

2. Потребность в дружеском общении и совместном коллективном действии, дружеское расположение к другим национальностям, интерес к культуре всех стран мира, а также создание материально-технической базы общемирового хозяйства диктуют условия для развития межконтинентального транспорта. По описаниям Андреева, возникнут меридиональные и трансконтинентальные магистрали. Магистраль Кейптаун–Каир завершится и будет продолжена через Кавказ до Петрограда. Другая — пересечет всю Западную Африку и по подводным тоннелям под Гибралтаром и Ламаншем достигнет Лондона. Возникнет афро-азиатский железный путь от Сайгона через Калькутту, Багдад, Каир до Касабланки. Возникнет великий путь из Москвы через Ташкент и Кабул в Дели. Полярная магистраль в Сибири свяжет Воркуту с Центральной Европой и через туннель под Беринговым проливом с железнодорожной сетью Америки. Эти проекты весьма напоминают еще более кардинальные идеи Циолковского о глобальном наземном и геокосмическом транспорте. И здесь необходимо отметить, что идея Андреева выражена чрезвычайно лаконично, идея Циолковского развернута во многих научно-технических трудах.

3. Принцип универсального мировоззрения, выдвинутый Циолковским, синтезирует общерелигиозные, философские и научные знания и убеждения, что объективируется в универсальном типе религиозно-культурно-бытового строительства. Практически такой же позиции придерживался и Андреев, указывая, что Роза Мира представит собой не только общемировую государственную или надгосударственную структуру, но и новую религиозную организацию, включающую представителей всех религий светлого начала. Здесь необходимо выделить два аспекта. С одной стороны, происходит расширение мировоззрения каждого человека, что ведет к обогащению его собственной смысложизненной ориентации, толерантности, терпимости и умению учиться у других людей. С другой стороны, сам синтетический подход логическим образом приводит к синтетическому типу городской культуры, в рамках которой человек сможет удовлетворять практически все материальные и духовные потребности в одном месте.

Андреев указывает: будут созданы множественные очаги новой культуры синтетического типа, одновременно включающие в себя жилые комплексы, парковые зоны, центры народных праздников, исторические памятники, объекты культурного назначения, ряд религиозных храмов. Искусство бытового и культового строительства, архитектура, живопись, скульптура, парковое и садоводческое искусство, цветоводство создадут ансамбли для жизни всесторонне развитого человека и для воспитания молодых поколений. Городские зоны включат в себя жилые комплексы, мистериалы, медитории, театры, музеи, религиозно-философские академии и университеты, галереи, философиаты, стадионы и будут чередоваться с рощами и водоемами. Подобный комплекс станет средоточием духовной, религиозной, культурной, научной жизни города, центром народных празднований, чествований, массовых богослужений, шествий, спортивных состязаний. Вот описание медитория: каждый желающий может посвятить себя молитве, чтению духовной литературы, уединенному размышлению. Окруженный тихим садом, разделенный на небольшие звукоизолированные помещения, медиторий представляет собой круглую башню в несколько этажей. Вокруг лестнично-лифтовой клетки радиусами располагаются однотипные кабинеты с удобным креслом, кушеткой, письменным столом. В распоряжении посетителя находятся все необходимые предметы для отправления религиозного обряда в любой традиции: цветы, зерна, минералы, ароматические вещества, иконы и другие изображения. На первом этаже здания оборудована религиозно-философская библиотека. Существует и философиат — особое культурно-просветительное и религиозно-образовательное учреждение. Здесь же находятся помещения для выставок, лекций, конференций, собеседований.

Не менее конкретны, убедительны и привлекательны подобные описания жилищ (коммун, общин) будущего в многочисленных статьях Циолковского, посвященных социальной проблематике. Мы находим в них тот же подход: совмещение физического и умственного труда, труда и отдыха, чередование разных форм труда по желанию работника; обширные библиотеки и читальни, ясли и школы для детей разного возраста, комплексы зеленых насаждений для прогулок и интеллектуальных размышлений. Образ подобных комплексов, способных всесторонне удовлетворить потребности культурного человека, представляет собой идею города-сада будущего и, одновременно, антипод современной идеологии градостроительства, все более разделяющей потребности человека на все более мелкие аспекты.