ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИСПЫТАНИЙ ПРОГРАММНЫХ МОДЕЛЕЙ БОРТОВЫХ СИСТЕМ В СОСТАВЕ ТРЕНАЖЁРА РС МКС

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИСПЫТАНИЙ ПРОГРАММНЫХ МОДЕЛЕЙ БОРТОВЫХ СИСТЕМ В СОСТАВЕ ТРЕНАЖЁРА РС МКС

© Е.В.Полунина, В.Н.Саев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2011 г.

Поэтапное создание комплексного тренажера Российского сегмента Международной космической станции (РС МКС) путем наращивания программных и аппаратных средств по мере развертывания РС МКС, наличие на МКС автоматизированного контура управления бортовыми системами (БС) и станцией в целом привело к тому, что:

– испытания не являются заключительным этапом создания тренажера, как это было при разработке тренажеров предыдущих орбитальных станций, а проводятся регулярно в процессе эксплуатации тренажера;

– существенно возросли объем и затраты на испытания вследствие увеличения объема и сложности структуры комплекса моделей БС, обусловленного высокой степенью межмодульной интеграции БС, расширением функций экипажа по управлению системами и режимами станции, увеличением объема информации, доступной экипажу для контроля функционирования бортовых систем РС.

Каждый раз при смене версии модели БВС на тренажере, связанной с выводом на орбиту новых модулей РС, вместе с увеличением числа моделей БС РС, объема интерфейсов экипажа и инструктора увеличивается объем испытаний и затраты на их проведение.

Анализ возможных путей сокращения затрат на испытания — сокращение числа характеристик, подлежащих проверке; автоматизация процесса испытаний; ускорение длительных процессов; совмещение тестов; использование рациональной стратегии проведения испытаний — показал, что только два из перечисленных путей, а именно, сокращение числа характеристик, подлежащих проверке, и применение рациональной стратегии испытаний могут быть использованы в полной мере при проведении испытаний моделей БС в составе тренажера. Поэтому основное внимание должно быть уделено этапу подготовки к испытаниям, составлению рационального плана испытаний, определяющего виды проверок, состав тестов для каждого вида проверок и последовательность их проведения.

Рациональной стратегией проведения испытаний для структур такой сложности как комплекс моделей бортовых систем, является разбиение процесса испытания на этапы; постепенное наращивание средств от менее сложного этапа к более сложному; переход от автономных испытаний элементов структуры к испытаниям в составе подструктуры, структуры; сокращение однородных тестов на различных этапах; снижение числа тестов на заключительном дорогостоящем этапе.

В тех случаях, когда, руководствуясь приведенными выше правилами, невозможно непосредственно сформировать однозначный план испытаний, для формирования оптимального плана целесообразно применять сценарный подход, предложенный для оптимизации процессов комплексной отладки программного обеспечения долговременных орбитальных станций, в рамках которого формализована задача выбора оптимальной стратегии с учетом специфики структуры испытываемых комплексов программ и ее влияния на временные и стоимостные характеристики процесса отладки.

В докладе приводится постановка и решение задачи выбора оптимальной стратегии испытаний программных моделей БС в составе тренажера на основе сценарного подхода.