ОСОБЕННОСТИ ФИЗИКИ ХХ ВЕКА НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

© А.А.Новалов
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2011 г.

«Положим, опыт отверг гипотезу относительности. Сколько трудов было употреблено учеными для ее усвоения, сколько студентов ломало голову — и вдруг это оказалось вздором. И унизительно, и как будто клад потеряли. Сколько гордости перед другими, незнакомыми с учением — и всё рухнуло. Приходится склонить голову и горько пожалеть о затраченном времени. Разве это приятно!» Так отозвался К.Э. Циолковский на появление специальной теории относительности (СТО).

С тех пор прошло более ста лет, но дискуссии о статусе СТО не прекращаются до сих пор. Причина этому — в парадоксальности и логической противоречивости самой теории и ее следствий. Не помогают делу и гипотезы, призванные устранить противоречия теории.

Теория относительности опирается на два постулата:

- Все законы природы одинаковы во всех инерциальных системах отсчета. Как следствие, все инерциальные системы равноправны.

- Никакими экспериментами невозможно обнаружить абсолютную систему отсчета. Как следствие, скорость света в любой инерциальной системе отсчета постоянна.

Любая физическая теория имеет границы применимости и СТО также. По этой причине не следует рассматривать эти постулаты как что-то «незыблемое». Это всего лишь предположения, которые могут быть подтверждены опытом или же опровергнуты им.

Существует и третий, не замечаемый постулат, который касается интерпретации пространственно-временных отношений в рамках СТО. Именно авторская версия этих отношений и создает те логические противоречия (парадоксы), которые подогревают желание разобраться в сути явлений и переосмыслить теорию.

В последнее время для выявления причин «парадоксальности» СТО проводились исследования, в результате которых выяснилось, что источником «парадоксов» служат ошибки, допущенные автором СТО в его «мысленных экспериментах», т.е. теория была изначально ошибочной.

Как выяснилось, три из четырех «мысленных экспериментов» содержат физические ошибки, которые привели к появлению таких понятий, как «возрастание массы тела со скоростью» и «продольная и поперечная массы». Ошибочен также предложенный метод синхронизации часов, неверно определение действительной скорости относительного движения инерциальных систем отсчета.

Выяснилось также, что первые два постулата СТО представляют собой «усеченный» вариант философского принципа, сформулированного ранее А. Пуанкаре. Исходя из исторической справедливости, эти постулаты следует заменить более мощным и содержательным философским принципом А. Пуанкаре.