ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР РКП В ЧАСТИ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В СОСТАВЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СТРУКТУРЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА МЕЖДУ ИС И ФОИВ

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР РКП В ЧАСТИ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В СОСТАВЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СТРУКТУРЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА МЕЖДУ ИС И ФОИВ

© В.Ю.Шепелева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2011 г.

Целью разработки экономических механизмов регулирования деятельности интегрированных структур (ИС) ракетно-космической промышленности (РКП) является координация производственных процессов подразделений предприятий в составе ИС, обеспечение оптимизации управленческих решений руководства ИС, а также организация информационного обмена между ФОИВ и ИС.

Исходным принципом выработки адекватных алгоритмов анализа и оценки эффективности интегрированных структур является комплексность. Реализация этого принципа требует соблюдения следующих положений:

– оценка эффективности деятельности ИС призвана учитывать специфику деятельности всех групп участников;

– необходимо принимать во внимание сложную совокупность внутренних и внешних по отношению к объединению факторов, влияющих на его конечную эффективность;

– сам процесс интегрированной деятельности и ее результат должны находить адекватное отражение в инструментарии аналитической работы;

– рассмотрению подлежат все виды эффекта корпоративной деятельности: экономический, научно-технический, социальный и др.

Одной из самых важных проблем, проанализированных в отчете, является проблема составления консолидированной отчетности ИС. Необходимость совершенствования системы учета и отчетности корпоративных объединений естественным образом вытекает из экономической сущности объединения хозяйственных обществ. Практическое отсутствие отечественного опыта по составлению и ведению единой финансово-экономической отчетности в ИС указывает на то, что перед этими структурами стоит принципиально новая задача.

Сущность консолидированной отчетности корпорации заключается в том, что:

– она не является отчетностью юридически самостоятельного хозяйствующего субъекта и имеет явно выраженную аналитическую направленность. Цель такой отчетности заключается не в выявлении налогооблагаемой прибыли, а в получении общего представления о деятельности хозяйствующих субъектов в рамках объединения, группы;

– процесс консолидации — это не простое суммирование одноименных статей финансовой отчетности хозяйствующих субъектов корпорации. В процессе консолидации исключаются любые внутригрупповые финансово-хозяйственные операции, и в консолидированной отчетности показываются лишь активы и пассивы, доходы и расходы от операций с третьими лицами.

Для удобства консолидации отчетности ИС и приведения внутренней отчетности подразделений ИС к единому стандарту управляющему органу ИС рекомендуется разработать и утвердить следующие документы:

– внутренние формы отчетности подразделений;

– регламент представления отчетности предприятиями, входящими в состав ИС, в аппарат управления ИС;

– методические рекомендации по заполнению и представлению отчетности предприятиями, входящими в состав ИС;

– методику консолидации отчетности предприятий, входящих в состав ИС.

В целях обеспечения эффективного управления дочерними и зависимыми обществами (ДЗО) рекомендуется разработать рациональную структуру аппарата управления ИС и четко определить задачи каждого департамента.

Пример структуры аппарата управления ДЗО:

– Департамент управления дочерними и зависимыми обществами;

– Департамент бухгалтерского и налогового учета;

– Департамент управления финансами;

– Департамент управления производством;

– Департамент планирования и бюджетирования;

– Департамент экономического прогнозирования и стратегического развития;

– Департамент корпоративной информатизации;

– Департамент реализации научно-технических программ;

– Департамент социального развития и непроизводственной сферы;

– Департамент управления персоналом;

– Департамент охраны труда и промышленной безопасности;

– Правовой департамент;

– Департамент безопасности.