ПЛАНЫ ОСВОЕНИЯ ЛУНЫ В ТРУДАХ ПИОНЕРОВ КОСМОНАВТИКИ (ДО СЕРЕДИНЫ 1930-Х ГОДОВ)

© Т.Н.Желнина
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2011 г.

Исследование, результаты которого излагаются в докладе, проведено впервые. До настоящего времени в литературе отсутствовала сводная аналитическая информация по теме, вынесенной в заглавие.

Мысли об изучении, освоении и использовании Луны, изложенные более или менее подробно, содержатся в трудах многих пионеров космонавтики первого и второго поколений. Исключением стал Герман Гансвиндт (1856–1934). Германский энтузиаст космических полетов отказался включить Луну в свои планы путешествий к другим небесным телам на том основании, что она необитаема [1].

Для Константина Эдуардовича Циолковского (1857–1935), Робера Эсно-Пельтри (1881–1957), Роберта Годдарда (1882–1945), Германа Оберта (1894–1989), Макса Валье (1895–1930), Фридриха Артуровича Цандера (1887–1933), Вальтера Гомана (1880–1943), Гидо фон Пирке (1880–1966), Александра Игнатьевича Шаргея (с 15.08.1921 г. — Юрий Васильевич Кондратюк) (1897–1942) Луна естественным образом казалась первым внеземным объектом космических исследований и первым из небесных тел, которое посетит человек.

Первые научно обоснованные идеи относительно достижения и освоения Луны высказал К.Э. Циолковский. Причем сначала, размышляя о последовательности шагов в процессе расселения людей за пределами планеты, он счел именно Луну, а не околоземные орбитальные станции опорным пунктом человечества в космосе.

Среди подготовительных материалов ко второй статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1911–1912) сохранились заметки, написанные ученым после 1903 г. — до марта 1912 г. Среди них есть запись: «Последовательный ход работ или план освобождения, распространения по лицу вселенной. Земные работы, дыхание и питание в изолир[ованном] прост[ранстве], опыты с тяжестью. Опыты первых полетов. Полет на Луну. База на Луне. Там легче основаться, чем в безвоздушном пространстве — кругом Земли. Кольца вокруг Луны — 2-я база [здесь и далее выделено мной — Т.Ж.]. Полет на астероид и кольцо вокруг него и Солнца. Уничтожение астероидов. Полет к другому солнцу» [2].

Позднее Циолковский изменил свое мнение о месте Луны в космической экспансии человечества. В статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами», опубликованной в 1911–1912 гг., он совершенно определенно писал о том, что расселение землян в космосе начнется с орбитальных станций: «Движение вокруг Земли ряда снарядов со всеми приспособлениями для существования разумных существ, может служить базой для дальнейшего распространения человечества. Поселясь кругом Земли во множестве колец, подобных кольцам Сатурна, <...> люди увеличивают в 100–1000 раз запаc солнечной энергии, отпущенной им на поверхности Земли. Но и этим человек может не удовлетвориться и с завоеванной базы протянуть свои руки за остальной солнечной энергией, которой в два миллиарда раз больше, чем получает Земля» [3, с. 193].

Но Луна по-прежнему осталась в поле зрения Циолковского как небесное тело, которое должно быть освоено человеком. В разделе «Невозможное сегодня станет возможным завтра» статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1911–1912) он поставил конкретные задачи в этой связи: «Стать ногой на почву астероидов, поднять рукой камень с Луны, устроить движущиеся станции в эфирном пространстве, образовать живые кольца вокруг Земли, Луны, Солнца, наблюдать Марс на расстоянии нескольких десятков верст, спуститься на его спутники или даже на самую его поверхность <...>» [3, с. 205]. Циолковский не ограничился общей постановкой задач высадки человека на Луну и создания окололунных поселений [3. С. 205]. Он первым в научной литературе рассчитал количество топлива, необходимое для «безопасного путешествия на нашу Луну» и для «безопасной остановки на поверхности Луны»; описал схему спуска на Луну по баллистической траектории или с предварительным выходом на окололунную орбиту, предложил осуществлять мягкую посадку на поверхность Луны за счет торможения с помощью ракетных двигателей; сформулировал идею искусственного спутника Луны (ИСЛ) — «вечного спутника Луны» [3, с. 192]: «Могу сообщить, что полное количество взрывчатого запаса для безопасного путешествия на нашу Луну выражается числом, не большим 8. На сравнительно незначительном расстоянии от Луны скорость ракеты, посредством взрывания, нужно непрерывно уменьшать. Все должно быть так рассчитано и так управляемо, чтобы в момент прикосновения к поверхности лунной почвы эта относительная скорость равнялась нулю. Задача, конечно, деликатная, но вполне возможная. Ошибку в ее решении можно поправить новым взрыванием, лишь бы был достаточный запас взрывчатых веществ. В случае промаха, т. е. если ракета пролетит поблизости Луны, но не заденет ее поверхности, снаряд не сделается спутником Луны, но, приблизившись, уйдет от нее снова, вращаясь вокруг Земли и описывая весьма сложную кривую, проходящую иногда поблизости то Земли, то Луны. Остается возможность падения как на ту, так и на другую. В момент наибольшего приближения к Луне можно пустить в действие взрывчатый материал с целью замедлить движение ракеты и сделаться, таким образом, вечным спутником Луны, правнуком Солнца. С такой круговой орбиты разными способами тоже можно попасть на Луну или удалиться от нее» [3, с. 192].

В 1918 г. в научно-фантастической повести «Вне Земли», опубликованной в журнале «Природа и люди» (в 1920 г. издана отдельной брошюрой), Циолковский добавил к описанной им технике спуска на Луну еще одну важную деталь — его герои опускались на ее поверхность в небольшой, специально построенной ракете, сочетавшей функции ракетного летательного аппарата и лунного автомобиля: «Чтобы сэкономить взрывчатое вещество, <...> положили отправиться на Луну только вдвоем, в особой ракете, для того приспособленной. Зачем громадный объем, прочность и масса, если полетят только двое и если сила взрывания может быть в тысячи раз меньше! Потом, — маленькая ракета должна быть приспособлена к движению на лунной почве и к полету через ущелья, горы, цирки и вулканы» [4, с. 78].

Тогда же Циолковский описал «круголунное путешествие», во время которого наблюдалась и исследовалась обратная сторона Луны [4, с. 92], а также указал на необходимость сбора образцов «лунных горных пород», их изучения и доставки на Землю, имея в виду вовлечение лунных природных богатств в земную промышленность и торговлю [4, с. 92]. Тем самым он постарался убедить читателей в целесообразности лунных путешествий: «В общем у людей это первое посещение чуждой планеты породило великое воодушевление, смелость и надежды. Все же Луна может быть полезна для человечества!..» [4, с. 94], это несмотря на то, что «Луна неудобна для поселений и работ» [4, с. 100].

Высказанная Циолковским в сочинении «Вне Земли» мысль об использовании природных ресурсов Луны для удовлетворения насущных потребностей жителей Земли получила дальнейшее развитие в 1923 г. в заметке «Этапы промышленности в эфире или в поясе астероидов». В ней ученый рассматривал Луну уже как сырьевую базу строительства космических поселений и как место жизни космических поселенцев: «Первые машины, стройки, орудия с планет, потом с лун, потом с астероидов и, наконец, от болидов. Устраиваемся сначала на одной из лун или большом астероиде. Работы на Земле. Образование планеты, движ[ущейся] кругом Земли — искусственный спутник. <...> Отправляется по частям. Там соединяются в одно целое. Такая же колония кругом Луны. Спуск и заимствование материала. К жизни приспособят ее позднее. Проще всего прямо направляться с искусственного спутника Земли» [5, л. 1–1об.]. К сожалению, эти рассуждения, со всей очевидностью подразумевавшие создание лунного производства, были Циолковским опубликованы только в 1929 г. в брошюре «Цели звездоплавания». Описывая околоземное поселение людей, ученый заметил: «Первое время мы пользуемся материалами с Земли. Но доставка с нее поглощает большую работу. Легче доставка с Луны и небольших планет» [6]. Еще четыре года спустя в материалах для съемочной группы фильма «Космический рейс» Циолковский вновь повторил идею овладения природными ресурсами Луны с целью использования их при строительстве космических поселений землян: «91. План улета с Луны и присоединение к эскадре. 92. С Луны заимствуют материал, что в 21 раз легче, чем с Земли. 93. Материал идет на эфирные жилища, орудия, растения и размножение. 92. Ракетные селения вокруг Луны (и Земли) достигают большого могущества и численности. 95. План улета за орбиту Земли и выполнение его» [7]. Так коротко, но емко Циолковский сформулировал идею глобальной индустриализации Луны как части индустриализации космоса — преобразования его с целью превращения в новую среду обитания и производственной деятельности людей вне Земли. До настоящего времени эта идея остается уникальным интеллектуальным достижением в сокровищнице научных знаний, накопленных человечеством.

Научно обоснованный вывод Циолковского о возможности достижения Луны на ракетном летательном аппарате получил подтверждение уже в 1910-е годы в опубликованных трудах сразу двух его коллег — Р. Эсно-Пельтри (1913) и Р. Годдарда (1919). Правда, Эсно-Пельтри, рассчитавший условия, необходимые «для движения между Землей и Луной» [8], и доказавший вслед за Циолковским теоретическую возможность лунной экспедиции, счел, что она может быть осуществлена только на аппарате с ядерным ракетным двигателем. Французский пионер космонавтики не верил, что ракета на химическом топливе способна развить космические скорости, и связывал полеты в космос только с овладением атомной энергией. Может быть, поэтому он и не стал высказывать в своей статье 1913 г. идеи, которыми поделился с современниками позднее, — облета Луны и исследования ее обратной стороны (об этом он высказался 16.06.1920 г. в своем письме Годдарду [9, с. 370]) и «мягкой» посадки на лунную поверхность за счет торможения ракетным двигателем (эта мысль содержится в его работе 1927–1928 гг.) [9, с 388].

Роберт Годдард, убежденный, в отличие от французского коллеги, что ракеты на химическом топливе смогут преодолеть силу земного тяготения, напротив, сразу стал рассматривать полет на Луну как техническую реальность обозримого будущего. Уже в 1913 г. он был уверен, что с первыми полетами в космос откроются перспективы изучения обратной стороны Луны [10, с. 38]. Больше того, полет на Луну, посадка на нее представлялись ему более реальными, чем полеты к планетам, поскольку они потребуют меньшую массу топлива [10, с. 42–43]. К сожалению, многие интересные мысли Годдарда об освоении Луны остались в большинстве своем неизвестными его современникам, так как излагались в рукописных сочинениях. В публикации 1919 г. была изложена только идея пуска на Луну ракеты с зарядом осветительного пороха, который при прилунении самовоспламенился бы, свидетельствуя о попадании в цель [11]. Между тем, в рукописном докладе Годдарда Смитсонианскому институту о дальнейшей разработке ракетного метода исследования космического пространства, написанном в марте 1920 г., перед космонавтикой был поставлен ряд задач, касавшихся освоения Луны, которые предусматривали не только фотографирование поверхности Луны с точек, расположенных вблизи нее [12, с. 156], и мягкую посадку на ее поверхность пилотируемого корабля («с оператором» на борту) «с торможением <...> реактивной струей» [12, с. 160], но и использование Луны в качестве стартовой площадки для межпланетных кораблей при условии производства на ней ракетного топлива (водорода и кислорода) из лунного сырья. Причем предполагалось обрабатывать лунное сырье на промышленных установках, использующих солнечную энергию и расположенных в полярных кратерах, где возможны беспрерывно работающие гелиоэлектростанции [12, с. 161]. Эту идею Годдард повторно высказал три года спустя в докладе совету попечителей университета Кларка [13, с. 187], пояснив: «Используя Луну в качестве места второго старта, можно значительно уменьшить начальную массу топлива, так как, если масса запускается с Земли за один или несколько раз, то энергия, необходимая для вывода данной массы из системы Земля-Луна с учетом гравитации и сопротивления воздуха, значительно больше энергии (и, следовательно, начальной массы), требуемой в случае, если бы большая часть используемого топлива была приготовлена и хранилась на Луне, характеризующейся малой гравитацией и практически отсутствием сопротивления воздуха» [13, с. 188].

Для своего времени это была революционная идея, ознаменовавшая собой начало нового этапа в развитии представлений о месте и роли Луны в космической деятельности землян. Если Циолковский увидел в Луне источник природных богатств, которые могли бы поднять благосостояние людей, а также ресурс строительного материала для космических поселений, то Годдард указал на Луну как на космический порт и топливный резерв, способный обеспечить дальние межпланетные перелеты и облегчить полеты между Землей и Луной. Эту мысль он подкрепил расчетами, приведя в 1924 г. размеры и начальные массы лунной «кабины», рассчитанной на двух «операторов», для случаев 1) «безударной посадки на Луну и возвращения» и 2) «безударной посадки на Луну с применением производства водорода и кислорода на Луне в количестве, достаточном для возвращения на Землю» [14].

Но, как отмечалось выше, Годдард не знакомил читательскую аудиторию со своими представлениями о развитии космонавтики. Поэтому первым исследователем, опубликовавшим идею Луны как космического завода по производству ракетного топлива, стал М. Валье. Совершенно очевидно, что Валье самостоятельно пришел к ней, тем более, что он изложил ее обстоятельно и в рамках подробной программы работ по освоению Луны, которая, в свою очередь, представляла собой первый в литературе свод задач, касающихся изучения и использования естественного спутника Земли.

Валье рассуждал так: научившись летать за атмосферу, человек должен послать на Луну беспилотную ракету с осветительным зарядом, вспышка которого будет свидетельствовать о попадании в цель; потом следует отправить вокруг Луны беспилотную ракету, оснащенную фото- и киноаппаратурой, с тем, чтобы она доставила на Землю изображения лунной поверхности с обеих сторон [15, S. 78]; затем человек сам отправится в полет вокруг Луны, после чего опустится на ее поверхность. Основываясь на этих достижениях, можно будет перейти к созданию лунных баз, включающих, наряду с жилыми модулями, обсерватории, метеостанции, гелиоэлектростанции и заводы по производству ракетного топлива [15, S. 81].

Валье первым в литературе подробно описал постоянно действующую лунную базу (ЛБ), аргументировав ее идею тем, что космонавтики (а она мыслилась в то время, прежде всего, как пилотируемые экспедиции к планетам) в обозримом будущем не видать, если не найти возможность пополнять вне Земли запасы топлива на межпланетных кораблях. Луна представлялась ему наиболее подходящим трамплином на пути к звездам, если только нам удастся создать на ней гелиоэнергетику и заводы по производству ракетного топлива, а также воздуха, тепла и всего другого, что необходимо для строительства и эксплуатации самой ЛБ, поскольку, по мысли Валье, она должна постепенно стать абсолютно независимой от Земли [15, S. 85].

Эти мысли Валье были опубликованы на русском языке уже в 1926 г.: «Если бы мы были навсегда обречены пускаться в путь на наших ракетных кораблях не иначе как с Земли, не имея возможности пополнить резервуары горючими веществами, то мы никоим образом не могли бы рассчитывать в сколько-нибудь близком будущем развить плавание на межпланетных кораблях до такого совершенства, чтобы путешествие к другим странствующим звездам солнечного мира совершалось бы с такой безопасностью и удобством, какие, безусловно, необходимы. Но, к счастью, мы на это не обречены! Ведь у нас есть наша Луна! Она должна и может служить нам мостом в звездную вселенную, если только удастся построить на ее поверхности завод, где бы при помощи солнечной энергии производились горючие вещества для наших межпланетных гигантов-кораблей. Тогда эти гигантские сооружения не должны бы были снижаться на Землю, а причаливали бы только вблизи точки, свободной от силы тяжести между Землей и Луной, к искусственной Луне, которая бы служила местом пересадки» [16, с. 100].

Таким образом Валье рассматривал ЛБ как часть инфраструктуры Земля – орбита Земли – Луна. В отличие от Годдарда, считавшего, что Луна должна быть не только заводом по производству топлива для ракет, но и местом их старта к планетам, Валье предлагал, наряду с ЛБ, создать так называемую «пересадочную станцию» (Umsteigestation) между Землей и Луной (от Земли на расстоянии 50000–100000 км). От нее гигантские межпланетные корабли будут отправляться к другим мирам и к ней возвращаться; на ней же они будут заправляться топливом, доставленным ракетами-танкерами с Луны, и оснащаться всем необходимым, доставленным малыми «подъемными» ракетами с Земли [15, S. 86; 16, с. 100].

Указав на специальные транспортные средства для сообщения между Землей – станцией и Луной – станцией, Валье коснулся и вопроса об оптимальном варианте посадки на планеты, предложив высаживать людей на их поверхность в специальных «космических шлюпках» (Raumboote), отделяемых от межпланетных кораблей: «Для снижения же с большого корабля пришлось бы посылать маленькие межпланетные лодки, если бы не удалось устроить для других планет таких же пересадочных станций, как описанная нами между Землей и Луной» [16, с. 101; 15, S. 86].

Единомышленником Р. Годдарда и М. Валье по вопросу о роли Луны в обеспечении полетов землян к другим планетам выступил В. Гоман. В своей книге «Die Erreichbarkeit der Himmelskцrper. Untersuchungen ьber das Raumfahrtproblem», опубликованной в 1925 г., он также высказал идеи использования Луны как стартовой площадки для межпланетных кораблей и завода по производству ракетного топлива: «Сравнительная простота достижения Луны и небольшие относительные затраты топлива m0/m1=4 при подъеме от Луны наводят на мысль использовать Луну в качестве базы для всех дальнейших космических полетов. Предварительное условие такого использования состоит в том, <...> чтобы на Луне можно было построить нечто подобное заводу по производству взрывчатых веществ» [17]. Тем самым книга Гомана стала вторым опубликованным научным произведением (после книги Валье), в котором содержалась мысль о возможности производства на Луне ракетного топлива, и первым, в котором предлагалось совершать пилотируемые полеты к планетам с Луны, а также приводились расчеты начальной массы межпланетного корабля, актуальные для полетов по маршруту Луна – планеты – Земля.

Мысли, сходные с рассуждениями Р. Годдарда, М. Валье и В. Гомана, высказывал в своих публичных докладах Ф.А. Цандер. И он говорил о необходимости создания ЛБ, призывая прежде провести теоретическое исследование «затруднений и облегчений, которые будут иметь место при жизни <...> на Луне» [18, с.454]; предлагал «добывание воды и кислорода из почв Луны» и «оранжереи авиационной легкости», которые могли бы обеспечить «круговой процесс для поддержания жизни в герметически закрытом помещении <...> на Луне» [18, с. 453]. Лунная база Цандера также многофункциональна — на ней должны производиться и ракетное топливо — водород и кислород (Цандер особо подчеркивал дешевизну их «доставки с Луны» [19, с. 48]), и даже сами межпланетные корабли. Примечательна его аргументация этого предложения: «Весьма желательно возведение постройки на Луне или на другой планете. Дело в том, что вскоре после достижения межпланетного пространства, т. е. после вылета за земную атмосферу, уже будет выгоднее строить межпланетный корабль не на Земле, а на меньшем небесном теле, вылет с которого потребует значительно меньшей работы. Кроме того, все работы в самом широком смысле слова будут легче на маленьких небесных телах» [20].

Цандер предусматривал установку на Луне «громадных зрительных труб» [18, с. 454], мечтал о киносъемке лунных ландшафтов: «Далее было бы возможно прикрепить к ракете, направляющейся на Луну, камеру-обскуру [кинокамеру]. <...> Если ракета с таким аппаратом приблизится к Луне, мы на приемной станции на Земле сможем видеть изображения, появляющиеся в камере-обскуре ракеты, пейзажи Луны» [21].

Кроме того, Луна интересовала Цандера с точки зрения космической навигации. Он предлагал совершать «огибание Луны с целью увеличения или уменьшения скорости передвижения межпланетного корабля» [18, с. 450], имея в виду гравитационный маневр в окололунном пространстве для изменения начальной космической скорости, с которой корабль движется к планетам.

Г. фон Пирке не углублялся в вопросы использования Луны человеком, предметом его исследований были наиболее экономичные траектории полетов с Земли на другие небесные тела. Считая, что посадке на Луну обязательно будет предшествовать облет ее, он в 1928 г. сделал расчет такого полета по параболе с переходом на круговую орбиту (расчетное время в пути 50 часов) [22]. Г. фон Пирке явно не знал, что впервые подобная траектория была описана за шестнадцать лет до него К.Э. Циолковским.

В январе 1929 г. в Новосибирске увидела свет книга Ю.В. Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств» [23]. В ней отстаивалась точка зрения, согласно которой полеты людей по Солнечной системе невозможны, если не будет создана «межпланетная база» — хранилище снаряжения, необходимого для путешествий в дальний космос (оно доставляется на базу с Земли не только пилотируемыми ракетами, но и автоматическими «ракето-снарядами», выпускаемыми из гигантских пушек. Аргументируя эту точку зрения, Кондратюк рассуждал следующим образом: «Обладание базой, независимо от ракето-артиллерийского снабжения ее, даст ту большую выгоду, что мы не должны будем при каждом полете транспортировать с Земли в межпланетное пространство и обратно материалы, инструменты, машины и людей с камерами для них, равно как не должны будем и бросать где-либо предметы первых категорий, чтобы не расходоваться на обратную их доставку на Землю. Склад всего этого будет на базе, полеты же с базы куда-либо и обратно будут требовать материальных затрат в раза меньших, нежели подобный же полет с Земли. Ракеты с Земли в межпланетное пространство будут направляться лишь для снабжения базы и смены через более или менее продолжительные промежутки времени одной бригады людей другой. Если же удастся ракето-артиллерийское снабжение, то сверх этого мы получаем экономию около 50% расходов по доставке снабжения в межпланетное пространство на базу» [23, с. 589].

Выбирая наиболее подходящее место для ее развертывания, Кондратюк остановился на окололунной орбите: «С Земли отправляется ракета большой массы с запасом актива для развития W около 12000 м/с. <...> Эта ракета становится спутником Луны с такою возможно большею орбитой, чтобы только не подвергаться опасности быть обратно притянутой к себе Землею, после чего она разворачивает большую сигнальную площадь из материала, обладающего возможно большим отношением отражательной способности видимых лучей к весу его квадратного метра. Развернутая площадь может достигать и сотен тысяч квадратных метров, так как при толщине материала 0,1 мм и абсолютной плотности, равной единице, 1 т его дает 10000 м2; эта площадь будет свободно различима и разыскиваема земными обсерваториями. Около этой сигнальной площади и должна быть образована межпланетная база для полетов по Солнечной системе» [23, с. 589].

В составе «межпланетной базы», обслуживаемой, как минимум, тремя членами экипажа, должны быть «сильный телескоп» и «небольшая ракета» на двух человек, также оснащенная двумя телескопами «последовательно меньшей силы, но большего поля зрения, чем большой телескоп базы» [23, с. 589]. Назначение этой «небольшой ракеты» — встречать в окрестностях Луны автоматические «снарядо-ракеты» с грузами для «межпланетной базы» и отбуксировывать их к месту назначения [23, с. 591].

Связь Земли с «межпланетной базой» «осуществляется посредством световых сигналов — прожектора большой силы с малым углом раассеяния и установленного на Земле в месте, известном базе, сигналы этого прожектора должны быть заметны в большой телескоп базы. Связь базы с Землей может быть осуществлена посредством легкого металлического зеркала большой площади, направленного таким образом, чтобы солнечные лучи отражались по направлению какой-либо из обсерваторий Земли» [23, с. 590].

Кондратюк упомянул и несколько конструктивных особенностей «межпланетной базы». «Для предотвращения качаний базы, могущих мешать наблюдениям в большой астрономический инструмент», он предложил разделить ее массу на четыре части, «расположив их по вершинам тетраэдра и соединив между собою алюминиевыми фермами» [23, с. 590]. Впрочем, в случае, если продолжительная невесомость будет оказывать вредное воздействие на здоровье людей, Кондратюк считал целесообразным сделать жилую часть «межпланетной базы» самостоятельным сооружением и вывести его за пределы тетраэдра-обсерватории. Вслед за Обертом, высказавшим эту идею в 1923 г. [24, с. 504], Кондратюк собирался соединить жилое сооружение тросом с противовесом, с тем, чтобы, сообщив этой системе вращение вокруг общего центра тяжести, создать в нем искусственную тяжесть [23, с. 590].

В сущности, «межпланетная база» Кондратюка выполняла те же функции, что и «пересадочная станция» Валье и «межпланетная станция» Цандера [19, с. 48] — она должна была готовить в путь корабли, уносящие людей к далеким планетам, и принимать их после космических странствий.

К сожалению, Кондратюк не дал никакого объяснения своему решению разместить «межпланетную базу» на селеноцентрической орбите, не уточнил, в чем, по его мнению, заключаются преимущества окололунной «межпланетной базы» по сравнению с околоземной. Вообще, излагая на страницах книги «Завоевание межпланетных пространств» свои взгляды на освоение Луны, он ограничился очень немногими словами. Из них можно понять, что он придавал огромное значение полетам на Луну [23, с. 537], имея в виду облет ее [23, с. 598] и посадку на ее поверхность [23, с. 595], причем с доставкой с Земли «ценных грузов — материалов высокого качества и машин» [23, с. 595]. Между этих строк явно присутствует мысль о ЛБ, назначение которой можно понять из других строк книги, — из тех, в которых Кондратюк рассуждал об «ожидаемых результатах человечества от выхода его в межпланетные пространства». Говоря о том, что людям принесет космонавтика, он имел в виду и «возможное <...> обогащение нашей техники ценными веществами, которые могут быть найдены на других телах Солнечной системы и которые отсутствуют или слишком редки на земной поверхности» [23, с. 539]. Соединив эти две идеи — доставки на Луну «материалов и машин» и использования в земной промышленности природных ресурсов других небесных тел, логично сделать вывод, что Кондратюк в 1929 г. предполагал наряду с окололунной «межпланетной базой» создание лунных станций с целью овладения природными богатствами естественного спутника Земли.

Сегодня мы знаем, что опубликованными предложениями представления Кондратюка о деятельности людей по освоению Луны не исчерпывались. Подобно Годдарду, Кондратюк высказал в своей книге «Завоевание межпланетных пространств» далеко не все мысли, накопившиеся у него к 1929 г. Некоторым из них суждено было остаться на страницах рукописи, относящейся, предположительно, к 1918–1919 гг. и опубликованной впервые только в 1964 г. под названием «Тем, кто будет читать, чтобы строить» [25].

Среди них высказанная Кондратюком, судя по всему, раньше других исследователей, но не опубликованная своевременно, идея развития гелиоэнергетики и производства на Луне ракетного топлива, которым заправлялись бы межпланетные корабли, отправляющиеся с окололунных баз в дальний космос: «Чем залетать каждый раз на Землю, выгоднее иметь базы с малым потенциалом силы тяготения — на самодельных спутниках Луны, например, или на ней самой. В базах на Луне, если там найдется и вода, можно было бы, пользуясь солнечным освещением, вырабатывать и активное вещество. А на летучих самодельных базах нужно хранить запасы активного вещества, приборы, инструменты, съестные припасы. Базы вообще могли бы дать несравненно большую свободу действий» [25, с. 532].

Другая значительная идея Кондратюка, оставшаяся неизвестной его современникам и дошедшая до читателей только в 1964 г., касалась схемы посадки на другое небесное тело: «Чтобы сделать остановку на какой-нибудь планете, нужно помножить отношение m/n для полета и возвращения на Землю на то же отношение для этой планеты. Поэтому выгоднее не останавливать всего снаряда на этой планете, а пустить его спутником вокруг планеты, а самому с такой частью снаряда, которая будет необходима для остановки на планете и обратного присоединения к снаряду, совершить эту остановку» [25, с. 532]. С конца 1960-х годов эта схема, получившая в отечественной научно-популярной литературе название «трассы Кондратюка», привлекла внимание многих авторов. Ведь именно по ней осуществлялась посадка на Луну американских астронавтов. Их корабли «Аполлон» предварительно выводились на селеноцентрическую орбиту, где от них отделялись взлетно-посадочные ступени, которые доставляли двух членов экипажа на лунную поверхность; после завершения программы их пребывания на Луне ступени поднимались на окололунную орбиту и стыковались там с ожидавшими их кораблями.

К сожалению, в некоторых публикациях о научных работах Кондратюка, особенно в прессе, можно встретить утверждение, что описание предложенной им схемы спуска на другие небесные тела содержится в книге «Завоевание межпланетных пространств» [например, 26; 27], однако это не соответствует действительности.

Уже Циолковский понимал, что с точки зрения относительного запаса топлива, невыгодно опускать всю космическую ракету, совершившую межпланетный перелет, на поверхность другого небесного тела, в частности, Луны. Валье также исходил из этих соображений, предлагая для посадки на планеты «космические шлюпки», отделяемые от гигантских межпланетных кораблей. Но у Кондратюка мысль о посещении других планет с выходом на орбиту вокруг них и последующим отделением взлетно-посадочных ступеней, совершающих посадку и возвращающихся к орбитальным аппаратам, получила логическое завершение. Можно только сожалеть, что она пришла к читателям лишь к середине 1960-х годов.

И, наконец, еще одним произведением, опубликованным летом 1929 г. и достаточно подробно освещавшим вопросы, связанные с освоением Луны, стала книга Г. Оберта «Wege zur Raumschiffahrt» [28]. Если в своей первой книге «Die Rakete zu den Planetenrдumen», изданной в 1923 г., германский ученый, раскрывая перспективы космонавтики, только упомянул полет на Луну и исследование ее обратной стороны [24, с. 503], то шесть лет спустя он привел расчеты скорости и соотношения начальной и конечной масс, необходимых для перелета по маршруту Земля-Луна-Земля с мягкой посадкой на лунную поверхность [28, S. 376]. Оберт поддержал известные ему из литературы предложения Валье и Гомана создать на Луне завод по производству ракетного топлива — водорода и кислорода в жидком состоянии. Он был солидарен с ними и относительно предложения вырабатывать необходимую для производственного процесса энергию «солнечными моторами» (Sonnenlichtmotor) [28, S. 376]. Правда, он считал более целесообразным опускаться на Луну в «электрических кораблях» (elektrisches Raumschiff).

Оберт сформулировал цели полета на Луну: исследование ее поверхности и недр, изучение происхождения; добыча полезных ископаемых, доставка их на Землю посредством «электрических кораблей» и электромагнитных пушек [28, S. 378–379]. Для достижения поставленных целей он предполагал развернуть постоянно действующую лунную станцию с запасами привезенного с Земли воздуха, при строительстве которой следовало использовать специальные покрытия, позволяющие регулировать температуру внутри помещений [28, S. 376]. Предложения Оберта об использовании Луны в процессе освоения космоса не отличались оригинальностью и повторяли мысли, высказанные ранее другими исследователями. Но вряд ли он заимствовал их у своих коллег. Скорее можно говорить о классической «перекличке идей». Тем более, что в описаниях деятельности по достижению и освоению Луны, содержащихся в трудах названных выше пионеров космонавтики, заметно не столько сходство в деталях, сколько различие в исходных позициях ученых. Для Циолковского освоение Луны неизбежно просто потому, что она существует; она должна быть преобразована (от полной выработки ее природных ресурсов до демонтажа), как любое другое небесное тело, поскольку смысл прогресса земной цивилизации основоположник теоретической космонавтики видел в замене природной среды обитания человека искусственной. Эсно-Пельтри, Годдард, Валье, Гоман, Цандер, фон Пирке, Кондратюк рассматривали Луну, прежде всего, как ключ к решению проблемы межпланетных перелетов. Красной линией через размышления Оберта проходит мысль о Луне как о сырьевой базе земной промышленности.

Литература и источники

1. Ganswindt, Hermann, Das jьngste Gericht: Erfindungen von Hermann Ganswindt, 2. vermehrte Auflage mit Illustrationen und Gutachten, Selbstverlag, Schцneberg bei Berlin 1899. S. 9. Гансвиндт Герман. О важнейших проблемах человечества // Пионеры ракетной техники. Гансвиндт, Годдард, Эсно-Пельтри, Оберт, Гоман. Избранные труды. М., Наука, 1977. С. 18–22. Здесь с. 20.

2. Циолковский К.Э. Мечты // Архив РАН. Ф. 555. Оп. 1. Д. 35. Л. 102.

3. Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами (1911–1912) // Циолковский К.Э. Избраные труды. М., Наука, 1962. С.167–208.

4. Циолковский К.Э. Вне Земли. Калуга, изд. Калужского Общества Изучения Природы и Местного Края, 1920.

5. Циолковский К.Э. Этапы промышленности в эфире или в поясе астероидов. 07.12.1923 // АРАН. Ф. 555. Оп. 1. Д. 250. Л. 1–2об.

6. Циолковский К.Э. Цели звездоплавания // Циолковский К.Э. Избраные труды. 2-е изд. М., Наука, 2007. С. 362.

7. Циолковский К.Э. Надписи к картинам и замечания. 26.10.1933 // Архив РАН. Ф. 555. Оп. 1. Д. 88. Л. 2–4. Здесь л. 3об.

8. Эсно-Пельтри Робер. Соображения о результатах неограниченного уменьшения веса двигателей // Пионеры ракетной техники. Гансвиндт, Годдард, Эсно-Пельтри, Оберт, Гоман. Избранные труды. М., Наука, 1977. С. 326–335. Здесь с. 333.

9. Эсно-Пельтри Робер. Исследование верхних слоев атмосферы при помощи ракеты и возможность межпланетных путешествий // Пионеры ракетной техники. Гансвиндт, Годдард, Эсно-Пельтри, Оберт, Гоман. Избранные труды. М., Наука, 1977. С. 336–400.

10. Годдард Роберт. Перемещение в межпланетном пространстве. 10.09.1913–11.10.1913 // Пионеры ракетной техники. Гансвиндт, Годдард, Эсно-Пельтри, Оберт, Гоман. Избранные труды. М., Наука, 1977. С. 38–43.

11. Годдард Роберт. Метод достижения предельных высот. 1919 // Пионеры ракетной техники. Гансвиндт, Годдард, Эсно-Пельтри, Оберт, Гоман. Избранные труды. М., Наука, 1977. С. 81–154. Здесь с. 140.

12. Годдард Роберт. Доклад Смитсонианскому институту о дальнейшей разработке ракетного метода исследования космического пространства. Март 1920 // Пионеры ракетной техники. Гансвиндт, Годдард, Эсно-Пельтри, Оберт, Гоман. Избранные труды. М., Наука, 1977. С. 155–168.

13. Годдард Роберт. Доклад совету попечителей университета Кларка о принципах и возможностях ракеты, разработанной Р. Годдардом. 01.08.1923 // Пионеры ракетной техники. Гансвиндт, Годдард, Эсно-Пельтри, Оберт, Гоман. Избранные труды. М., Наука, 1977. С. 184–192.

14. Годдард Роберт. Дополнительный отчет [Смитсонианскому институту] о последних разработках. Март 1924 // Пионеры ракетной техники. Гансвиндт, Годдард, Эсно-Пельтри, Оберт, Гоман. Избранные труды. М., Наука, 1977. С. 203–211. Здесь с. 210–211.

15. Valier, Max, Der VorstoЯ in den Weltenraum Eine technische Mцglichkeit? Eine wissenschaftlich gemeinverstдndliche Betrachtung, Druck und Verlag R. von Oldenbourg, Mьnchen und Berlin 1924.

16. Валье Макс. Полет в межпланетное пространство. М.–Л., Книга, 1926.

17. Гоман Вальтер. Возможность достижения небесных тел. Исследование проблемы космического полета // Пионеры ракетной техники. Гансвиндт, Годдард, Эсно-Пельтри, Оберт, Гоман. Избранные труды. М., Наука, 1977. С. 526–607. Здесь С. 602.

18. Цандер Ф.А. Оглавление (конспект) к книге инженера Ф.А. Цандера, предлагаемой к печатанию, под заглавием "Перелеты на другие планеты, первый шаг в необъятное мировое пространство". (Теория межпланетных сообщений). 17.10.1926 // Цандер Ф.А. Проблема полета при помощи реактивных аппаратов. Межпланетные полеты. Сборник статей. Второе доп. изд. под ред. Л.К. Корнеева. М., Оборонгиз, 1961. С. 444–455.

19. Цандер Ф.А. Некоторые материалы к выступлению на диспуте, состоявшемся в 1-м МГУ 1, 4, 5 октября 1924 года // Цандер Ф.А. Из научного наследия. М., Наука, 1967. С. 47–57.

20. Цандер Ф.А. Проблемы сверхавиации и очередные задачи по подготовке к межпланетным путешествиям. 21.05.1930 // Цандер Ф.А. Проблема полета при помощи ракетных аппаратов. Сборник статей под ред. М.К. Тихонравова. М., Оборонгиз, 1947. С. 115–120. Здесь с. 118–119.

21. Цандер Ф.А. Доклад инженера Ф.А. Цандера о межпланетных путешествиях. [Июль-август 1924] // Цандер Ф.А. Из научного наследия. М., Наука, 1967. С. 35–43. Здесь с. 43.

22. Pirquet von, Guido, Fahrtrouten, in: Die Rakete, 15.08.1928, S. 117–121. Здесь S. 120.

23. Кондратюк Ю.В. Завоевание межпланетных пространств // Пионеры ракетной техники. Кибальчич, Циолковский, Цандер, Кондратюк. Избранные труды. М., Наука, 1964. С. 537-598.

24. Oberth, Hermann, Die Rakete zu den Planetenrдumen, Verlag von R. Oldenbourg, Mьnchen und Berlin 1923. Оберт Герман. Ракета в космическое пространство // Пионеры ракетной техники. Гансвиндт, Годдард, Эсно-Пельтри, Оберт, Гоман. Избранные труды. М., Наука, 1977. С. 424–510.

25. Кондратюк Ю.В. [Тем, кто будет читать, чтобы строить] [1918–1919] // Пионеры ракетной техники. Кибальчич, Циолковский, Цандер, Кондратюк. Избранные труды. М., Наука, 1964. С. 501–536.

26. Даценко А.В. Жизнь в творческом горении. Киев, О-во «Знание» УССР, 1986. С. 32.

27. Раушенбах Б.В. Развитие советскими учеными основ теории космических полетов // Из истории авиации и космонавтики. Вып. 43. М., 1981. С. 3–10. Здесь с. 9.

28. Oberth, Hermann, Wege zur Raumschiffahrt, Verlag von R. Oldenbourg, Mьnchen und Berlin 1929. Цит. по: Oberth, Hermann, Wege zur Raumschiffahrt, Klassiker der Technik, VDI-Verlag, Dьsseldorf 1986.