ПРИВЛЕЧЕНИЕ В НАУКУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПУТЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «НАШ ДОМ — ВСЕЛЕННАЯ»

ПРИВЛЕЧЕНИЕ В НАУКУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПУТЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «НАШ ДОМ — ВСЕЛЕННАЯ»

© Н.Б.Скандарова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2011 г.

Образовательная программа для учащихся начальной школы «Наш дом — Вселенная», сетевым проектом по внедрению которой занимается Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр космического образования «Галактика» г. Калуги, своей целью ставит привлечение младших школьников в науку. Одна из важнейшей ее задач — не только обучение набору знаний, умений и навыков, но и формирование творчески думающей личности. Школьнику нельзя оставаться в стороне от научных открытий современности, однако, чтобы понять суть новейших открытий и оценить их важность, необходимо иметь сложившуюся картину мира. Построение картины мира — сложнейший психолого-педагогический процесс, наиболее удачно реализующийся на основе интегрированных учебных курсов.

Данная образовательная программа интегрирована в окружающий мир, технологии, изобразительное искусство, музыку, чтение, русский язык, математику, физические законы и химические формулы. Интеграция, осуществляемая в рамках определенного курса, признана иллюстрировать содержательный компонент, преломляя его через призму других учебных дисциплин, что весьма важно для программы в целом.

Второй важнейшей особенностью программы является проектный метод, использующийся в качестве контроля после каждого раздела. Изготовление материального, дизайнерского, интеллектуального или комплексного проекта и соответствующей документации к нему наиболее полно отслеживает уровень знаний и умений обучающихся по теме. Если с раннего возраста приучать детей к познавательной и творческой деятельности, то у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, наблюдательность, память, способность к оценке и самооценке, умение видеть проблемы и их решения, способность предвидеть, глубоко понимать причинно-следственные связи и другие качества, характерные для интеллектуально развитого человека.

Третьей методической особенностью занятий по данному курсу является деятельностный подход, целесообразность применения которого для построения учебно-познавательного процесса очевидна. При этом обеспечивается максимальная умственная и творческая активность учащихся.

Четвертой особенностью является реализация дифференцированного подхода к обучающимся. Дифференциация осуществляется на содержательном и методическом уровнях. Так, актуализация знаний и умений должна проходить не только в разной форме, но и на разном содержательном уровне, поскольку багаж знаний у разных обучающихся различен. Постановку проблемы рекомендуется ставить сразу перед всем коллективом, а варианты гипотез при этом будут разнообразны, как и путь исследования проблемы. В качестве источника информации могут быть видеофрагмент, книга, компьютерная программа, рассказ учителя. Суть дифференциального подхода в том, чтобы каждый ученик выбрал наиболее приемлемый для себя и достижения цели путь. Закрепление первичных знаний логично проводить сообща, чтобы дети могли поделиться своими выводами, показать преимущества своего источника информации. Отражение полученных знаний в практической деятельности должно быть вариативно, чтобы каждый ребёнок мог опереться на свой ведущий тип памяти, задействовать любимые виды деятельности.

Программа рассчитана на четыре года обучения, каждый из которых является обязательной ступенью в освоении курса. Весь курс представляет собой систему взаимосвязанных тем, которые, помогая отобразить единую картину мира, способствуют не просто изучению школьниками того обширного научного наследия, которое на протяжении веков оставили нам ученые, работающие в области астрономии, ракетно-космической науки и техники, но и позволяют прийти к правильному его пониманию, осмыслению.