ПРОБЛЕМА «Я», СИНЕРГЕТИКА И АТОМ-ДУХ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ПРОБЛЕМА «Я», СИНЕРГЕТИКА И АТОМ-ДУХ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© А.В.Колесников
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2011 г.

Существует ли что-либо более тривиальное, чем утверждение, что я существую. Каждый живой человек (и, вероятно, вообще каждое мыслящее существо во Вселенной) постоянно и привычно осознает этот очевидный факт и воспринимает как нечто само собой разумеющееся. Однако именно такого рода самоочевидные вещи труднее всего поддаются научному познанию. Пока современная наука не может дать ответ на простой вопрос — что такое «я»? То есть, совершенно необъяснимо, как и почему некая совокупность атомов, образующая мыслящее живое существо, способна ощущать себя как «я». Современная психология и физиология близки к тому, чтобы в принципе объяснить процесс работы сознания, но это никак не приближает нас к разгадке самого феномена субъективности. Даже если мы во всех подробностях смоделируем алгоритм работы сознания на компьютере, новое «я» не родится. Машина останется машиной. Для этого нужно что-то еще, что можно условно обозначить не вполне научным термином — душа. Мы далеки от того, чтобы трактовать этот термин в религиозно-мистическом значении, но само явление ведь объективно существует, а, следовательно, должно иметь материальное научное объяснение.

Существование феномена «я» тесно связано с явлением, которое воспринимается живыми мыслящими субъектами как течение времени. В основе субъективности и историчности лежат некие сугубо уникальные свойства, присущие, вероятно, структурным элементам материи — атомам. То есть, наряду с общими свойствами, элементарные составляющие единицы материи — атомы — должны обладать сугубо уникальными чертами, отличающими каждый из них от всех прочих атомов во Вселенной. Наличие таких свойств может быть обусловлено квантовой природой атомов, как объектов микромира.

К осознанию феномена «я», а также уникальной исторической природы физического времени современная наука, прежде всего, в лице синергетики, еще только подступается. При этом некоторые ключевые и весьма глубокие идеи, позволяющие нащупать ответы на поставленные выше вопросы, были сформулированы гениальным провидцем Циолковским. Он указывал на то, что зачатки способности ощущать заложены уже в элементарных структурных кирпичиках материи — атомах. То есть, зачатки того, что можно назвать пси-свойствами, присущи уже атомам. Таким образом, сама материя изначально обладает потенциями некоего восприятия, которые, развиваясь и усложняясь в высшей своей форме, находят выражение в феномене мыслящего «я».

Появившиеся в последние годы во множестве критики Циолковского многократно высмеивали его «мыслящие атомы» как очевидную, с их точки зрения, нелепость. Между тем, Циолковский всегда оговаривал, что именно он имел в виду. И эти его мысли представляются весьма многомерными и пророческими, особенно в свете бурно развивающихся в настоящее время синергетических подходов к объяснению источников явления субъективности и субъективного ощущения и переживания времени «я» мыслящего существа. В одной из своих книг («Живая Вселенная») Циолковский пишет: «"Я" принадлежит атому или сущности материи. "Я", или первобытный истинный атом, один или в связи с другими блуждает по всему космосу и живет непрерывно без начала и конца».

Атомистика Циолковского резко отличается от механистического физикализма. Атомы Циолковского — это вовсе не простые одинаковые шарики, но весьма чувствительные тонкие объекты, обладающие собственной различной судьбой и зачатками индивидуальности. В этих образах, порожденных чрезвычайно неординарным мышлением Циолковского, находит выражение совершенно иная, абсолютно не характерная для физической науки вообще и физической науки того времени в частности, идея историчного неповторимого и необратимого времени. К подобным идеям в настоящее время современное научное познание в отрасли синергетики лишь начинает прикасаться.