ПРОЕКТИРОВАНИЕ МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА «КОСМОС» (НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИВОСТОКА)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА «КОСМОС» (НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИВОСТОКА)

© Б.В.Щеглов, С.К.Корнейчук, И.К.Щеглова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2011 г.

Научное наследие К.Э. Циолковского, его педагогический опыт формируют у представителей молодого поколения представление о гармонии и красоте мироздания, мечту об освоении космоса, расселении человечества. Оно является ярким примером смелой фантазии учёного и точного научного расчёта, идей, воплощённых в практической космонавтике. Однако с культурным наследием пионеров освоения космоса и величайшими достижениями отечественной ракетно-космической отрасли могут ознакомиться в основном жители европейской части России, где сосредоточены практически все музеи космонавтики. За Уралом и в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), где строится космодром Восточный, жители и молодёжь резко ограничены в доступе к культурным ценностям ведущей космической державы. В то же время, в соответствии с Федеральной целевой программой, Владивосток развивается как международный центр делового и культурного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Впервые на этапе проектирования нового социально-культурного учреждения применена технология стратегического маркетинга, стратегия открытого диалогового проектирования и проблемно-целевой анализ социокультурной ситуации в Приморском крае и Владивостоке. В целом детский и молодёжный сегменты рынка культурных услуг составили около 30% от общей численности населения города. При изучении взрослой аудитории впервые применён сравнительно-прогностический метод для анализа и типологии реальных и выбора новых мест семейного отдыха.

Нами построена модель потребностей в отношении существующих социально-культурных учреждений и модель желаемого будущего для целевой аудитории, которая воплощена в проекте Музейного комплекса «Космос», включающего музей космонавтики с планетарием, обсерваторию и тематический парк. При социально-культурном его проектировании учитывался опыт первого в мире Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского в Калуге и аэро-космического музея в Вашингтоне, порог которого переступают 20–25 млн. посетителей в год. При анкетировании школьников Владивостока более 80% ответили положительно на вопрос, представляет ли для них интерес создание во Владивостоке музея космонавтики с планетарием, обсерваторией и тематическим парком «Космос» с аттракционами. Методом статистического анализа изучены количественные сегменты целевой аудитории, которые расположились по мере убывания следующим образом: студенты ВУЗов, школьники, организованные дошкольники, студенты ССУЗов.

Проект ориентирован на конкретную целевую аудиторию — жителей Дальнего Востока и стран АТЭС, расположенных в радиусе тысячи километров от Владивостока. По численности школьников и студентов ВУЗов в ДФО лидирует Владивосток, затем идут Хабаровск и Якутск. Школьники и студенческая молодёжь, родительская аудитория видят потребность в многофункциональном культурно-образовательном и познавательно-развлекательном комплексе «Космос». При этом музей космонавтики является кластеробразующим ядром. Он открывает новые возможности для развития наукограда и туристической отрасли Владивостока, где наблюдается существенная диспропорция между въездным и доминирующим выездным туризмом.

Проект музейного комплекса содействует формированию ценностных ориентиров, позволяющих молодому поколению:

а) реально и зримо познакомиться с приоритетными достижениями отечественной науки и космическими технологиями, их использованием в межпланетных исследованиях, в народном хозяйстве;

б) лучше понять свое место и значение собственной жизни во Вселенной, а также духовные поиски пионеров освоения космоса;

в) научиться ценить и беречь маленькую хрупкую планету, наш общечеловеческий дом, странствующий в бескрайнем космосе.