РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРФЕЙСА ОТОБРАЖЕНИЯ АВАРИЙНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ТРЕНИРОВКИ НА РС МКС

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРФЕЙСА ОТОБРАЖЕНИЯ АВАРИЙНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ТРЕНИРОВКИ НА РС МКС

© В.В.Батраков, Л.Е.Шевченко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2011 г.

Особое значение имеет способность информационной системы оценки операторской деятельности сортировать информацию, поступающую на средства отображения, с учетом ее важности с точки зрения безопасности и эффективности управления в случае возникновения нештатаных ситуаций (НшС). Очередность поступления сигналов на устройства отображения должна быть определена приоритетной шкалой системы отображения информации (СОИ), которая в первую очередь пропускает сигналы, требующие экстренного оперативного вмешательства в количестве, соответствующем оптимальному оперативному объему. Все сигналы об отклонениях независимых параметров системы от нормы в соответствии с их важностью делят на несколько групп.

I — аварийные сигналы. Сигнал проходит в полном информационном объеме вне очереди;

II — важные отклонения в технологическом режиме, которые могут в дальнейшем развиваться в аварию. Подробная информация задерживается в буферном накопителе БУ, проходит комплексный сигнал о факте ожидания;

III — отклонения второстепенных технологических параметров. Вся информация задерживается в буферном накопителе и подается на СОИ лишь по вызову операторов;

IV — отклонения технико-экономических показателей, незначительные нарушения правил технический эксплуатации и инструкций.

Вся информация задерживается в буферном накопителе и подается на устройства отображения лишь по вызову экспертов межведомственной экзаменационной комиссии (МЭК) в процессе разбора по завершении комплексной экзаменационной тренировки (КЭТ) или при необходимости в процессе самой тренировки. Иерархия перечисленных групп предполагает перемещение низшей группы на более высокое место, если оно освобождается по мере обработки сигналов оператором. То есть II группа сигналов переходит на место I группы, становясь более весомой, III группа занимает место уже обработанных сигналов II группы, а затем переходит на I группу сигналов. Опираясь на принцип «использования ассоциаций и стереотипов», присвоим приоритетным группам цветовую символику: I — красный, II — красный, III — желтый, IV — зеленый.

Каждая НшС сопровождается аварийно-предупредительной сигнализацией, которая формируется при наличии определенных признаков в работе той или иной системы. Сигналы от систем, поступающие на бортовой лэптоп и ПСС, также поступают на СОИ рабочего места (РМ) МЭК, где сортируются по степени важности и выводятся на формат «рабочее место МЭК».

В информационной модели каждый сигнал имеет свое наименование. Наименование НшС в модели заносится в память информационной системы оценки операторской деятельности с присвоением каждому сигналу оценки согласно «Балльной оценки отклонений от нормы штатной деятельности экипажа при выполнении типовых полетных процедур и при действиях в аварийных ситуациях в процессе тренировок на комплексных тренажерах РС МКС».

Таким образом, в информационную систему оценки операторской деятельности можно «вводить» не только НшС, но и содержание полетного задания в соответствии с экзаменационным билетом с действиями экипажа по нему, что позволит экспертам МЭК более детально провести оценку подготовки экипажа в процессе КЭТ и при детальном разборе в конце экзамена.