ТЕМА «ЧЕЛОВЕК И КОСМОС» В ПОЭЗИИ В.Я. БРЮСОВА

ТЕМА «ЧЕЛОВЕК И КОСМОС» В ПОЭЗИИ В.Я. БРЮСОВА

© А.Б.Филимонов, Б.П.Филимонов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2011 г.

В конце XIX – начале XX вв. в кругах литераторов и поэтов все больше и больше звучала тема поиска братьев по разуму. Вера в то, что где-то там в бескрайних просторах вселенной есть другие цивилизации, похожие на нашу, вдохновляла и Валерия Яковлевича Брюсова.

Являясь одним из главных представителей символизма, В.Я. Брюсов еще на заре своего творческого пути, обращаясь к ученым, заявил: «Я буду соратником ваших космических споров».

Свое обещание Брюсов реализовал в ряде «научных» стихотворений. Наиболее известное из них «Мир электрона»:

Быть может, эти электроны

Миры, где пять материков…

Их меры малы, но все та же

Их бесконечность, как и здесь.

Поэтическим откликом на идеи многомерных геометрий Лобачевского и Римана явилось брюсовское стихотворение «Мир N измерений», где поэт пытался дополнить сухие математические выводы фантастическими домыслами о населении иных измерений.

Но живут, живут в измереньях

Вихри волн, циклоны мысли, те,

Кем смешны мы с нашим детским зреньем,

С нашим шагом по одной черте!

Наши солнца, звезды, все в пространстве,

Вся безграничность, где и свет бескрыл,

Лишь фестон в том праздничном убранстве,

Чем их мир свой гордый облик скрыл.

Не менее важное место заняла у Брюсова тема человека как завоевателя природы, неутомимого труженика и вдохновенного созидателя. Героизированный образ человека-строителя лег в основу одического стихотворения «Хвала человеку» (1906). Забота о судьбе человека на Земле и во вселенной с тех пор уже не покидала поэта. Более того, она получила у Брюсова характерную для него конструктивную форму, приводила его к своего рода планетарным рационализаторским предложениям. «Человечество, — писал Брюсов, — пока тратит свою жизнь, как беспечный юноша: лучшее доказательство юности земли! Как много очередных задач перед человечеством, всем понятных, простейших, не говоря о более сложных! Должно оросить на земле пустыни, осушить болота, утеплить холодные страны, прорыть каналы: площадь полезной почвы удесятерилась бы!... А что сделано человечеством, чтобы занять достойное положение в семье обитателей нашей солнечной системы?». Легко понять, как далеко от декадентского индивидуализма уводили Брюсова мысли такого рода.

В 1895-99 В.Я. Брюсов трудился над сравнительно небольшим произведением — романом «Гора Звезды». Он задумывался как приключенческий с элементами мистики и фантастики. Рукопись романа «Гора Звезды» осталась в столе (он был впервые опубликован в 1975 г.). Вместо него Брюсов опубликовал другие строки, вполне вписывавшиеся в стереотип, формировавшийся усилиями тогдашней интеллигенцией:

Я жду, что наконец увижу шар блестящий,

Как точка малая, затерянный в огнях,

Путем намеченным к иной земле летящий,

Чтоб братство воссоздать в разрозненных мирах.

В рассказе «Ночное путешествие» (1913) герой вместе с самим Дьяволом отправляется в путешествие на одну из планет в созвездии Ориона. В космическом пространстве происходит действие и неоконченной пьесы «Мир семи поколений» (написана в 1923 г., впервые опубликована в 1973 г.). Сюжет разворачивается на обитаемой комете, приближающейся к Земле, жители которой оказались перед дилеммой: должна ли менее развитая цивилизация жертвовать собой ради более совершенной.

В зрелый период творчества Брюсова его страстное и взволнованно отношение к научному познанию и техническому прогрессу в настоящем и мечта о безмерных завоеваниях науки в будущем отразились в его поэзии еще ярче и последовательнее. Достаточно сослаться хотя бы на те стихотворения Брюсова, в которых он прославляет авиацию или, подымаясь до подлинного лиризма, выражает надежду на сближение с гипотетическими обитателями соседних планет (Кому то, 1908; Сын Земли. 1913, Детские упования, 1914; и др.).

В наше время, когда человеческому гению удалось проложить первые пути в космическое пространство, нельзя не вспомнить, с какой увлеченностью, с какой упорной и горячей верой задумывался Брюсов об установлении связи «маленькой Земли» с другими далекими мирами, ее «сестрами» во вселенной:

И, сын земли, единый из бессчетных,

Я в бесконечное бросаю стих,-

К тем существам, телесным иль бесплотным,

Что мыслят, что живут в мирах иных.

Не знаю, как мой зов достигнет цели,

Не знаю, кто привет мой донесет,

Но, если те любили и скорбели,

Но, если те мечтали в свой черед

И жадной мыслью погружались в тайны,

Следя лучи, горящие вдали, —

Они поймут мой голос не случайный,

Мой страстный вздох, домчавшийся с земли!

«Возможны ли вообще межпланетные сношения? — писал Брюсов. Во всяком случае в них, в идее, нет ничего, противоречащего данным науки. Может быть, "путешествия" с Земли на другую планету маловероятны в силу того, что потребовали бы слишком много времени (что создает слишком много технических затруднений: необходимость везти огромный запас кислорода, пищи, воды). Зато беспроволочный телеграф открывает широкие перспективы для "переговоров". Если бы человечество, вместо войн, посвятило свои силы такому делу, может быть, приемниками исключительной силы нам уже удалось бы уловить "сигналы" иных миров. Что до сих пор в этом направлении нами сделано так мало, — ставит нас на низкую ступень развития среди обитателей вселенной. Впрочем, и жители других планет до сих пор не сумели определенным образом заявить о себе — Земле: это, до некоторой степени, оправдывает нас». Этот отрывок, свидетельствуя о направлении интересов Брюсова, дает представление и о самом стиле брюсовского мышления, не имеющего аналогий среди поэтов его круга.

Последним научно-фантастическим произведением Брюсова является повесть «Первая междупланетная экспедиция», где рассказывается о полете на Марс. Над этой повестью писатель работал в 1920–21 гг., а опубликована она была только в 1976 г.

Когда человечество впервые проникло в космос, то написанные 40–50 лет назад стихи Брюсова гораздо в большей степени, чем поэтические отклики иных наших современников, оказались адекватны чувствам и мыслям, обуревавшим современное человечество. Наперекор страданиям и гибели утверждает он величие Человека, мысль и дело которого не знают преград. И в стихах поэта, сжигаемого ненасытной страстью к познанию мира, к творчеству, жизни — один из несомненных истоков нашего сегодняшнего движения:

Над поколением пропела

Свой вызов пламенная медь,

Давая знак, что косность тела

Нам должно волей одолеть.

Наш век вновь в Дедала поверил,

Его суровый лик вознес

И мертвым циркулем измерил

Возможность невозможных грез.

...Пусть торжествуя, вихрь могучий

Взрезают крылья корабля,

А там, внизу, в прорывах тучи,

Синеет и скользит Земля.