ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ ПОСЛЕ ПОДПИСАНИЯ ДОГОВОРА СНВ-3: ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗМЕНЕНИЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО СТАТУСА РФ

© В.А.Махов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2011 г.

Пражский Договор СНВ-3, ратифицированный РФ 28.02.2011 г. сроком действия до 2020 года, предусматривает сокращение Россией и США стратегических вооружений в течение 7 лет до уровня 700 развернутых носителей и 1550 боезарядов.

Обе страны находятся в принципиально разных ситуациях, поскольку:

– США должны сократить свои стратегические ядерные силы (СЯС) примерно на 100 носителей и 200 боезарядов;

– РФ должна приложить большие усилия, чтобы соответствовать к 2020 году квотам СНВ-3, так как из-за истечения технического ресурса из боевого состава российских СЯС будет выведена львиная часть систем прежнего поколения и при нынешних темпах производства и развертывания новых стратегических вооружений российские СЯС будут состоять примерно из 350 носителей и 1000–1100 боезарядов.

Министр обороны А. Сердюков проинформировал Парламент, что Россия сможет выйти на уровень 1550 боезарядов к 2018 г., а на уровень 700 развернутых носителей — к 2028 году.

Более того, Договор СНВ-3 создает благоприятные условия для сотрудничества США с их ядерными союзниками Великобританией и Францией, суммарный ядерный потенциал которых к 2020 году составит 2302 боезаряда (1550 — США, 464 — Великобритания и 228 — Франция).

Подписав Договор СНВ-3, Россия снизила до критического уровня свой геополитический статус — интегральный показатель, характеризующий «вес» государства в мировой системе государств.

Перспективы измерения геополитического статуса РФ после подписания Договора СНВ-3:

Сценарий 1. В случае достижения прорывных результатов и обретения подавляющего превосходства в разработке высокоточного оружия в обычном и ядерном снаряжении к 2015 году США, как утверждает журнал «Foreign affairs», смогут «Уничтожить стратегические ядерные арсеналы России и Китая первым ударом», ликвидируя тем самым главных геополитических соперников.

Сценарий 2. США, подписав Договор СНВ-3, жертвуя снижением своего геополитического статуса, снижает при этом максимально и статус РФ, создавая максимально благоприятные условия для агрессии Китая против РФ (по оценкам сотрудника Академии военных наук НОАК Х. Шофена, в рейтинге национальной мощи государств в 2010 году Китай занимал 4-е, а Россия — 15 место). В результате спровоцированного военного конфликта США ликвидирует 2-х главных геополитических соперников.

Сценарий 3. Переход от однополярного мира с единственным глобальным центром власти и капитала (США) к более устойчивому биполярному миру (США + Китай). Для реализации этого сценария, лишающего Россию статуса «великой державы», необходимо еще раз, за счет подписания Договора СНВ-3, резко понизить ее геополитический статус, отбросив Россию в «геополитический коридор», выбраться из которого без кардинальных мировых потрясений практически невозможно.

Сценарий 4. Последовательное и управляемое снижение геополитического статуса РФ, в т.ч. из-за мирового экономического кризиса (в 1-й год кризиса процент снижения ВВП России был в 2,5 раза выше, чем у западных стран), переговорного процесса по очередному сокращению СЯС с последующей «перезагрузкой» России в «геополитический коридор» в разряд второстепенных стран-поставщиков сырья и энергоносителей для развитых стран.

Россия, располагая 30% мировых природных богатств, производит лишь 1% мирового ВВП.

С геополитической точки зрения страны с огромными энергетическими и сырьевыми ресурсами не должны иметь высокого геополитического статуса и не имеют права на обладание СЯС.

Россия сможет существовать в нынешних границах, если ей удастся быстро изменить свое место в геополитическом, геоэкономическом и геокультурном пространстве.

Подписав Договор СНВ-3, не увязав его с развертываемой США глобальной ПРО, Россия существенно снизила свой геополитический статус и следует резко негативным сценариям будущего развития.

На пике мирового экономического кризиса (в 2015-17 гг.) Россия сама может спровоцировать внешнюю агрессию, выражающуюся в военно-политическом диктате, следствием которого будет исключение ее из числа государств, принимающих глобальные решения, исключение ее из состава Совета Безопасности ООН и окончательное превращение в сырьевой и энергетический придаток высокоразвитых стран.