ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖПЛАНЕТНЫХ ПОЛЁТОВ

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖПЛАНЕТНЫХ ПОЛЁТОВ

© А.А.Меденков, М.А.Милованова, Н.Л.Фетисова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2012 г.

«Стратегией развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу», одобренной 6 марта 2012 года на заседании Коллегии Федерального космического агентства, 2030 год определен как рубеж прорыва в реализации масштабных проектов по использованию ближнего и освоению дальнего космоса. Планируются регулярные полеты к Луне и развертывание там постоянно действующих станций и научных лабораторий, подготовка и осуществление международного проекта полета на Марс. В связи с этим возникает актуальная задача исследования готовности и способности человеческого капитала, человеческого потенциала и интеллектуальных ресурсов аэрокосмической отрасли реализовать намеченную стратегию освоения космического пространства.

В длительных космических полетах, а также при пребывании на других планетах возрастает значение психологической устойчивости человека, которая зависит от понимания им своей роли в общечеловеческой системе ценностей. Поэтому необходимо учитывать проблемы социально-психологической адаптации членов экипажа к длительному космическому полету и обучать космонавтов методам самоконтроля, коррекции поведения и преодоления стресса. В этой связи особое внимание заслуживают проблемы мотивации человека, для которого пребывание в космосе уже не продолжительная экспедиция с возвращением на Землю, а постоянное место жизни и деятельности. Космическая деятельность может быть противопоставлена земной и потребовать формирования иных представлений о счастье, ценности человеческой жизни, условиях ее осуществления и смысла. Общечеловеческая значимость профессиональной деятельности в дальнем космосе может перестать выступать мотивом поддержания работоспособности космонавтов, психофизиологической надежности их труда, регуляции своего состояния и социального поведения. Все это требует проведения специальных исследований, в том числе интернациональных, для выявления социально-психологических факторов, регулирующих взаимоотношения в экипаже и направленность личности, структуру и содержание мотивов членов экипажа разных национальностей, взглядов и убеждений.

Важнейшей составляющей подготовки к освоению дальнего космоса становится рассмотрение философских проблем жизни и деятельности в космических условиях, категории конфликта как понятия, выражающего важные, существенные связи и отношения не только между членами экипажа, но и между финансированием космической деятельности и использованием ее результатов, между несоизмеримыми в экономическом отношении последствиями решений, принимаемых во время полета в экстремальных ситуациях, и социально-экономическими условиями труда и быта космонавтов и членов их семей, в том числе после завершения профессиональной деятельности. В длительных полетах и при продолжительном пребывании на других планетах по-новому могут проявиться биологические и физиологические компоненты состояния любви, ее эмоционального содержания, направленности и выраженности. Потребуются эмоциональные отношения, способные выступить в качестве замещения для сохранения психологической целостности и устойчивости психики космонавта в межпланетном полете.

В связи с этим стратегия развития космической деятельности России должна предусматривать комплекс исследований по разработке социально-психологических мероприятий, способных обеспечить учет изменений философии жизни человека в космосе для сохранения работоспособности и профессиональной надежности деятельности космонавтов.