ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

© А.Ю.Кочнева, А.А.Меденков, Н.Л.Фетисова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2012 г.

В интересах инновационного развития экономики страны необходи-мо повысить качество подготовки специалистов для наукоемких отраслей промышленности и производства. В связи с этим актуальной становится задача повышения эффективности подготовки студентов в образователь-ных учреждениях высшего профессионального образования аэрокосмиче-ского профиля.

Одним из направлений решения этой задачи рассматривается инте-грация образовательного и исследовательского процессов при обучении студентов. Знания, навыки и умения, приобретаемые в контексте исследо-вательской деятельности, более системны, дольше сохраняются и эффек-тивнее применяются. Студенты знакомятся с методологией обоснования научной проблемы и организации лабораторного исследования. Изучают методы статистического анализа экспериментальных данных. Таким обра-зом, разработка и практическое использование в процессе обучения сту-дентов технологии интеграции образовательной и исследовательской дея-тельности являлись актуальной задачей, обладающей новизной и практиче-ской направленностью. Решение этой задачи осуществлялось примени-тельно к курсу авиационной инженерной психологии в Московском авиа-ционном институте (национальный исследовательский университет).

На первом этапе определялись практические навыки, необходимые студентам аэрокосмического профиля для подготовки учета психофизиоло-гических характеристик и возможностей летчика и космонавта при инже-нерно-психологическом проектировании их деятельности. Основу такого определения составили материалы психофизиологического анализа содер-жания и условий их профессиональной деятельности.

На втором этапе определялись методы и способы проведения прак-тических занятий и экспериментов по выявлению и учету психофизиологи-ческих характеристик человека-оператора при разработке систем отобра-жения информации, органов управления и систем жизнеобеспечения при создании перспективных летательных аппаратов.

На третьем этапе осуществлялись сбор, обработка и анализ экспери-ментальных данных и их результаты приводились к виду, необходимому для обоснования конструкторского решения.

На четвертом этапе результаты проведенных исследований оформ-лялись в соответствии с порядком, установленным в практике инженерно-психологического проектирования.

В результате апробации предложенной технологии интеграции обра-зовательной и исследовательской деятельности студенты приобрели навы-ки разработки математических моделей, характеризующих эффективность операторской деятельной в зависимости от уровня подготовленности чело-века-оператора, его профессионально важных качеств, условий деятельно-сти и других факторов.

По результатам исследования подготовлены методические материа-лы по использованию в процессе обучения студентов технологии интегра-ции образовательной и исследовательской деятельности. Разработанная технология прошла апробацию при преподавании предмета «Психология и педагогика». Об эффективности предложенной технологии обучения сви-детельствует повышение активности участия студентов в проведении на-учных исследований, их интереса к семинарам и практическим занятиям и публикации материалов собственных исследований в сборниках и материа-лах научных конференций.