ИНЖЕНЕРНЫЕ ЗАДАЧИ ЭКИПАЖА В ЭКСПЕРИМЕНТЕ «МАРС- 500»

© О.С.Цыганков, О.Г.Артемьев, Е.П.Дёмин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2012 г.

При разработке стратегии и планировании пилотируемого полёта к Марсу фактор технического обслуживания марсианского экспедиционного комплекса (МЭК), то есть поддержания, а при необходимости, и восста-новления его работоспособности в процессе полёта, является одним из оп-ределяющих в отношении самой возможности реализации проекта. Про-блема может быть решена на основе опыта РКК «Энергия» по эксплуата-ции орбитальных станций, но с учётом принципиальных отличий межпла-нетного полёта от геоорбитального полёта сопоставимой продолжительно-сти.

Операции технического обслуживания и ремонта относятся к такому виду работ, выполнение которых практически невозможно полностью обеспечить автоматическими средствами, и поэтому они включаются в по-лётные задачи экипажа. В этой связи профессиональная подготовка космо-навта, его функциональная готовность играют первостепенную роль в осу-ществлении полноценной технологической деятельности. Кроме техниче-ского аспекта возможность осуществления ремонта имеет и психологиче-ское значение, так как это вселяет в экипаж уверенность в свои силах, в успешное выполнение программы экспедиции и благополучное завершение полёта.

Указанные обстоятельства в полной мере относятся к медико-техническому комплексу (МТК) эксперимента «Марс-500». Высокий уро-вень укомплектованности МТК научной аппаратурой и служебными сис-темами, длительный срок эксперимента, высокая степень самостоятельно-сти экипажа обусловили необходимость организации бортовой мастерской внутри МТК и её инструментального оснащения для выполнения регла-ментных и ремонтных работ силами экипажа.

Важное значение имел опыт инженерных мероприятий и операцион-ных действий, выполненных на техническом и 105-суточном этапах экспе-римента непосредственно испытателями – членами экипажа.

На основе анализа компоновки и состава оборудования, а также под-готовки испытателей была разработана и реализована продуктивная кон-цепция участия экипажа в техобслуживании МТК.