ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ЗА РУБЕЖОМ

© А.А.Меденков, О.А.Орлова, Ю.В.Леонтьева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2012 г.

Инженерно-психологические разработки являются важной составляющей обеспечения профессиональной надежности деятельности летного состава. В последние годы за рубежом выполнен ряд исследований, по-новому раскрывающих содержание структуры деятельности летчика и его ситуационной осведомленности в процессе полета. В связи с этим представляются актуальными анализ таких исследований и оценка инфраструктуры, направлений и особенностей учета человеческого фактора в интересах создания авиационно-космической техники.

Ежегодно учебные заведения США выпускают свыше 2000 специалистов в области инженерной психологии и эргономики. Таких специалистов готовят все учебные заведения аэрокосмического профиля. В ряде университетов имеются факультеты эргономики и инженерной психологии. Их выпускники востребованы на предприятиях, в исследовательских институтах и лабораториях, в компаниях и корпорациях и других учреждениях и организациях. Общепризнанным является мнение, что без инженерных психологов и эргономистов разрабатывать и осуществлять на высоком потребительском уровне перспективные инновационные проекты и технологии невозможно. Учет психофизиологических характеристик человека обеспечивает конкурентоспособность продукции по критериям надежности и безопасности эксплуатации, по удобству и простоте обучения. Все это относится и к инновационным направлениям исследований и разработок, проводимых в аэрокосмической отрасли. Инженерно-психологические исследования в обязательном порядке ведутся при разработке нашлемных систем, средств визуализации информации и тренажерной подготовки летного состава, создании алгоритмов интерактивного взаимодействия операторов с компьютерными системами. Повышению эффективности научных исследований во многом способствует повсеместное распространение в научной среде требований к четкому изложению содержания и порядка проведения экспериментальных исследований, проведению статистического анализа полученных данных и оценке валидности и надежности полученных результатов.

Высокий уровень подготовки специалистов в области инженерной психологии и эргономики обеспечивается качественным образовательным процессом, организованным с использованием возможностей информационных технологий, и постоянным обновлением учебно-лабораторной базы, интеграцией образовательного и исследовательского процессов, повсеместным обеспечением академической мобильности преподавателей и студентов.

Эргономические исследования в интересах авиации проводятся на современных экспериментальных комплексах, позволяющих моделировать воздействие пилотажных знакопеременных перегрузок и других факторов сверхманевренного полета, управлять предъявлением пилотажной и навигационной информации летчику, вводить отказы, создавать нештатные ситуации и оценивать функциональное состояние летчика в процессе исследования. Повышенное внимание уделяется приобретению знаний, формированию и сохранности двигательных и умственных навыков и умений. Не снижается интерес к проблемам психологического моделирования летной деятельности как основы для разработки технических средств обучения и тренировки, исследовательских стендов, тренажеров и диагностических комплексов. Ведется обоснование концептуальных представлений для создания моделей, позволяющих осуществлять психофизиологическое моделирование летной деятельности.

Анализ инженерно-психологических исследований, проводимых за рубежом в интересах создания современной авиационной техники, позволил наметить актуальные направления учета человеческого фактора при разработке отечественных образцов авиационных комплексов.