ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА НА САМОЛЁТ SUKHOI SUPERJET 100

© А.С.Харламов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2012 г.

Для повышения безопасности полетов необходимо обеспечить сбалансированный рост как надежности авиационной техники, так и уровня подготовки летного и инженерно-технического персонала, эксплуатирующего эту технику. Подготовка и переподготовка летного и инженерно-технического персонала является одной из составляющих процесса обеспечения и поддержания летной годности самолета и его оборудования.

В настоящее время в мире сложилась ситуация, когда для уменьшения влияния человеческого фактора на безопасность полетов, авиационные власти все более ужесточают требования к обучению авиационного персонала, тогда как авиакомпании стремятся сократить расходы на подготовку.

Мировая и отечественная практика показывают, что в вопросах повышения уровня подготовки авиационных специалистов большую роль играют тренажеры. Однако полноразмерные тренажеры с натуральной подвижной кабиной самолета и реальным бортовым оборудованием очень дороги в изготовлении и эксплуатации. Это делает их труднодоступными, особенно для средних и мелких российских авиакомпаний. А именно, как показывает российская и мировая статистика, на долю последних приходится наибольший процент летных происшествий и катастроф. Кроме того, использование полноразмерного комплексного тренажера для получения квалификационных навыков при работе с отдельными бортовыми системами, тем более для инженерно-технического персонала, нецелесообразно.

С другой стороны, зарубежные и отечественные публикации свидетельствуют о все более активном использовании в учебных процессах компьютерных технологий, основанных в том числе на анимационных свойствах графических пакетов. Это положение относится и к организации обучения при повышении квалификации авиационного персонала.

В докладе рассматриваются концептуальные основы современной профессиональной подготовки авиационного персонала гражданской авиации на тип самолета в соответствии с современными рекомендациями и стандартами, а также организация подготовки авиационного персонала в учебном центре нового российского самолета Sukhoi Superjet 100 с использованием современных технических средств обучения.

Обучение подразделяется на теоретический курс, подготовку на тренажере и практику на воздушном судне.

Прохождение теоретического курса проходит с помощью автоматизированной обучающей системы.

Для тренажерной подготовки летного состава используются следущие виды тренажеров: процедурный тренажер; устройство летной подготовки; комплексный пилотажный тренажер.

Для тренажерной подготовки бортпроводников используются: тренажер аварийного покидания самолета, тренажер «дверь».