ИЗУЧЕНИЕ ПРИЁМОВ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ КУРСА «УСТРОЙСТВО, ПРОЕКТИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ»

© М.Н.Охочинский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2012 г.

В докладе, представленном в 2009 г. на XLIV Научных чтениях памяти К.Э. Циолковского, было рассказано о курсовом проекте, выполняемом в рамках учебного курса «Устройство, проектирование и конструирование летательных аппаратов», реализуемого на кафедре «Ракетостроение» Балтийского государственного технического университета «Военмех» (Санкт-Петербург). В ходе выполнения этого курсового проекта студенты проводят компьютерное моделирование образцов отечественных и зарубежных ракет-носителей (РН). Для составления подробного описания образца РН, которое затем будет использовано при моделировании, студент должен обработать большое число общедоступных источников технической информации, включая Интернет. В этом огромном информационном массиве нередко можно встретить неточности, искажения, а также элементарную неполноту представленных данных. Достаточно актуальной при этом становится задача анализа достоверности научно-технической информации, получаемой из различных источников, а также задача сравнительной оценки вариантов РН.

Чтобы студент мог выполнить курсовой проект, в лекционной части курса предусматривается отдельная тема, посвященная приемам информационно-аналитической работы, которые обычно применяются при решении подобных задач. Рассматриваются следующие типовые приемы – процедуры информационной поддержки разработчика:

– формирование номенклатуры возможных частных критериев оценки путем выделения значимых потребительских параметров исследуемого образца (технических характеристик, значение которых в рамках рассматриваемой задачи наиболее важны для проектировщика);

– формирование комплексных критериев и сравнительная оценка различных образцов с их использованием;

– предварительная и уточненная оценки достоверности технической информации.

По каждой из этих процедур информационной поддержки студентам предлагаются короткие практические упражнения, которые позволяют достаточно быстро закрепить изучаемый материал.

Отдельное занятие посвящено изучению метода анализа иерархий, который затем применяется студентами на практике при составлении комплексного критерия для сравнения различных образцов РН.

Особое внимание при изучении методов информационно-аналитической работы уделяется приемам оценки достоверности информации. Подробно рассматриваются четыре обычно используемых метода: прямой, косвенный, сравнительный и аналитический. Студенты получают представление о буквенно-цифровой системе определения достоверности, схеме Кента, методах вербальной оценки достоверности, а также о способах составления адекватных моделей объекта для их применения при реализации аналитического метода оценки.

Следует отметить, что в процессе изучения этого раздела, который в принципе носит служебный, вспомогательный характер, нередко возникают самостоятельные задачи, которые затем перерастают в тему для студенческой учебно-исследовательской работы. Так, попытки уточнить, каким же образом при оценке достоверности источника информации на практике применяется система буквенно-цифрового кодирования, привели к разработке нового метода оценки достоверности такого источника путем его предварительного ранжирования. Применение этого метода позволяет при каждом очередном поиске уменьшать объем обрабатываемой информации за счет исключения из рассмотрения источников, на предыдущих этапах идентифицированных как недостоверные. Студент, разработавший этот метод, неоднократно рассказывал о его применении на научных конференциях, где его сообщения вызывали неизменный интерес. Результат – успешная защита выпускной квалификационной работы, в которой были выработаны конкретные рекомендации по использованию нового метода при анализе интернет-источников по ракетным системам.