К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ: ФИЛОСОФИЯ КОСМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ: ФИЛОСОФИЯ КОСМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

© В.П.Бровяков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2012 г.

Космонавтика часто определяется как «покорение космоса»: космонавты – покорители космоса; выставки, конкурсы посвящены покорению космоса… Это мировоззрение ложно. К.Э. Циолковский говорил не о покорении, а о расселении, о путешествиях, т.е. о космическом туризме (КТ). Например: «…важно иметь ракетные корабли, ибо они помогают человечеству расселиться по мировому пространству. И ради этого расселения я-то и хлопочу... Надо идти навстречу космической философии!»; «Можно путешествовать без боязни по всей солнечной системе»; «Я готов допустить межпланетные сообщения в пределах каждой солнечной системы». КТ имеет общечеловеческую философскую концепцию, основанную не на покорении, а на изучении, на взаимодействии. И поэтому деятельность по освоению космоса, по реализации познавательных, туристических и других потребностей нуждается в философском осмыслении. Оно связано с наукой, техникой, искусством и даже с мистикой, объединяя в себе их и являясь их частью. Альберт Швейцер в книге «Культура и этика» спрашивает: «Каково место человека во Вселенной и как она развивается?» Философия КТ (ФКТ) может участвовать в ответах на эти вопросы. Для этого ей нужен свой категориальный аппарат, ориентированный на категории диалектического материализма, а в части мифологического обеспечения и на категории идеализма. ФКТ непосредственно и опосредованно должна включать в себя все разделы философии, и потому в ряду известных концептуальных образований – философия техники, философия искусства, и прочее – должна быть и ФКТ. «Туризм – один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде случаев с элементами спорта» (Большая советская энцклопедия). У всех побывавших в космосе целью, конечно, было познание и активный отдых, особенно если отдых – это смена занятий или возможность покувыркаться в невесомости, т.е. всех космонавтов в той или иной мере можно называть туристами. Это отмечено в докладе «Космизм и космический туризм» на 46-х Научных чтениях памяти К.Э. Циолковского в Калуге. Отсюда следует, что КТ – это путешествия в термосфере Земли и далее везде с целью познания и активного отдыха. ФКТ - это более высокий теоретический уровень мировоззрения КТ, где само мировоззрение становится формой знания и носит систематизированный упорядоченный характер. Но понятие мировоззрения охватывает более широкий спектр явлений, и оказывается, что ФКТ — это часть мировоззрения КТ. Одной из форм мировоззрения КТ можно считать мифологическое мировоззрение. Наверное, первой формой мировоззрения КТ являлась мифология. Как отмечено в книге О.Г. Газенко «Притяжение космоса», человечество в форме мифов, сказаний пыталось дать ответ на вопросы происхождения и устройства мироздания и путешествий в нём. ФКТ можно построить на основе предшествующих форм мировоззрения КТ, и она является более высоким уровнем теоретической рефлексии. Мировоззрение КТ должно выступать как научное мировоззрение, благодаря образованию в естественнонаучной картине мира и научно-ориентированном философском мировоззрении КТ, когда уделяется внимание научным способам наблюдения, познания окружающего мира. В докладе отражены начала онтологии, гносеологии, аксеологии ФКТ и др.

Рассматривается новое направление философии, учитывающее психологическую безопасность КТ, связанную с изменённым восприятием в космических условиях, с изменением работы органов чувств, физических и социологических реакций на окружающие воздействия и ситуации в коллективе космических туристов.