КОСМОНАВТ – СУБЪЕКТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Е.В.Попова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2012 г.

Космонавт, получающий знания в профессиональной подготовке, является «обучающимся». В этом понятии подчеркивается то, что он обу-чается сам при помощи других (инструктора, преподавателя), являясь ак-тивным «субъектом» образовательного процесса.

Во всем мире «обучающихся» называют в соответствии с характе-ром той образовательной системы, в которой они учатся. Внутри этих на-именований в соответствии со ступенью обучения различаются уже более дробные обозначения. Это связано с характером деятельности.

Выделяются названия периодов по ступеням профессионального об-разования космонавта – общекосмическая подготовка (ОКП), в группах, в экипажах. Каждый учебный период в профессиональной подготовке кос-монавта определяется совокупностью многих факторов, выступающих и в качестве его показателей.

На примере подготовки космонавтов по научно-прикладным иссле-дованиям и экспериментам (НПИиЭ) представлены три основные показа-теля, обусловливающие как саму подготовку космонавтов, так и ее перио-ды: определенный уровень начальной подготовки (основная квалификация, полученная до ОКП); период подготовки в группах – это относительно за-мкнутый период, в котором подготовка определяется, прежде всего, перио-дом до зачисления космонавтов в экипажи; период подготовки в экипажах – самый ответственный и интенсивный.

Выделено, что подготовка по НПИиЭ:

– усиливает теоретические знания и практические навыки;

– в системе обучения космонавтов подготовка выступает преобра-зующим компонентом накопления теоретических и практических знаний;

– выявляет пробелы в знаниях;

– формирует установку на самостоятельную работу в условиях кос-мического полета;

– существенно влияет на формирование мотивационно-ценностного отношения к выполнению программы НПИиЭ.

Рассматриваемые показатели, обусловливающие как саму подготов-ку, так и ее периоды являются одним из главных факторов формирования профессиональных знаний космонавтов к самостоятельному выполнению НПИиЭ на борту Российского сегмента Международной космической станции.