МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕВЕНТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЁТОВ В АВИАКОМПАНИИ

© А.М.Лушкин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2012 г.

Традиционное нормативное управление безопасностью полетов (БП) имеет общепризнанное ограничение по снижению вероятности авиационного происшествия: даже при идеальном выполнении всех требований БП, действующих на текущий момент, вероятность катастрофы трудно снижается ниже 10-6. Поэтому с переходом от концепции абсолютной БП к концепции приемлемого риска в авиационной отрасли наметилась тенденция перехода от нормативного управления БП (от «ретроактивной» стратегии) к активному управлению (к «проактивной» стратегии).

Однако, практический опыт внедрения Системы управления безопасностью полетов (СУБП) в авиакомпаниях показал, что нормативное управление БП должно сохраниться в обязательном порядке и подвергнуться дальнейшему совершенствованию. Международные стандарты и рекомендуемая практика подтверждают целесообразность двухконтурного управления БП:

1. Контур обеспечения БП с выполнением функций: соблюдение минимальных требований БП, оценка достигнутого уровня БП по статистике имевших место авиационных событий, разработка и принятие мер по предупреждению повторения имевших место авиационных происшествий (АП).

2. Контур управления риском АП с выполнением, как минимум, следующих функций: сбор и анализ информации о БП от различных источников, выявление «уязвимых» мест (факторов риска) до наступления авиационных событий, разработка и принятие мер по снижению степени влияния выявленных факторов риска.

Активная стратегия превентивного управления БП может быть реализована в СУБП авиакомпании введением ряда методически обеспеченных процедур, в том числе:

– прогнозирование уровня БП на предстоящий период эксплуатации;

– идентификация риска АП;

– априорное количественное оценивание текущего суммарного риска АП по информации о состоянии авиационно-транспортной системы (АТС);

– сравнение текущего риска АП (RАП тек) с приемлемым уровнем (RАП приемл).

При RАП тек ≥ RАП приемл :

– частное оценивание риска АП по группам факторов (по компонентам АТС);

– выработка вариантов целевых управляющих воздействий, направленных на снижение риска АП;

– априорное количественное оценивание эффективности вариантов управляющих воздействий;

– реализация оптимального варианта управляющих воздействий;

– текущий контроль за показателями БП (апостериорное оценивание эффективности СУБП).

Активная стратегия превентивного управления БП – стратегия авиакомпании по выполнению полетов с риском не выше приемлемого, определяемого государством на основании задаваемого ИКАО уровня, с учетом условий эксплуатации и ранее достигнутого уровня БП.