О НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ В ТРУДАХ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

О НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ В ТРУДАХ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© К.Н.Воробьева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2012 г.

Современный антропоцентризм отражает и выражает включение в научный познавательный процесс творческого человеческого потенциала с целью преодоления вечного разрыва между объектом и субъектом познания, сближения внутреннего мира человека с внешним миром – природой. Как только человек оказывается в центре внимания мыслителей (ученых, медиков или философов), его сущность каждый раз открывают заново, пытаясь переосмыслить и переоценить смысл его бытия в мире. При множестве различных подходов к данной проблеме, пожалуй, все сходятся в одном: только разгадав тайну человека, можно раскрыть и тайну бытия мира. «Человек себя знает прежде и больше, чем мир, – утверждал Н.А. Бердяев, – и потому мир познает после и через себя. Философия и есть внутреннее познание мира через человека, в то время как наука есть внешнее познание мира вне человека. В человеке открывается абсолютное, вне человека – лишь относительное». Таким образом, антропоцентризм как космистское мировоззрение раздвигает границы постижения человека, возводя его на новый качественный уровень вселенского бытия, придавая ему ценность космического разума. Действительно, человек живет в мире микро – и макропроцессов, где все имеет свое космическое начало и свой конец в пространстве и во времени. Это формирует поле новых чувств и мыслей человека, определяет границы самосознания, которое веками нарабатывает соответствующую систему философских и научных понятий о человеческом разуме.

Русская философия — одна из важнейших составных частей нашей культуры. «Основные проблемы мировой философии, — писал Б.П. Вышеславцев, — являются, конечно, и проблемами русской философии <…> Но существует русский подход к мировым философским проблемам, русский способ их переживания и обсуждения. Разные нации замечают и ценят различные мысли и чувства в том богатстве содержания, которое дается каждым великим философом» (Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии // Этика преображенного эроса. М., 1994. С. 154).

Говоря о русской философии, мы имеем в виду, прежде всего, те произведения русских мыслителей, которые не могут быть понятны лишь как вариант того, что создано в сфере мысли другими народами, но представляют собой оригинальное интеллектуальное явление. Такова философия К.Э. Циолковского и других русских мыслителей XIX — начала XX в.в. Циолковский не только основоположник современной космонавтики, но и представитель естественно-научной ветви «космической философии», пытавшийся решить ряд философских проблем: о смысле космоса в целом, о месте человека в космосе, о конечности или бесконечности человеческого существования, путях построения счастливого будущего и т. д.

В своих трудах Циолковский предвосхитил обсуждение многих глобальных проблем, в частности, экологической. Одним из возможных путей предотвращения гибели человечества он считал освоение космического пространства, а создание ракетно-космической техники — средством для решения этой задачи.

Составной частью концепции Циолковского является его «космическая этика», которая включает выработку этических основ контактов с инопланетянами, признание необходимости совместного труда для преобразования космоса. Можно отметить, что в творчестве Циолковского, оригинального философа, синтезируются мысли, идеи, идеалы, прежде в принципе несоединимые. Тем не менее, «космическая философия» Циолковского, несмотря на некоторые ее утопические элементы, — первая попытка систематического изложения проблем, характерных для начала космической эры.

Можно говорить о весьма своеобразной атомарной антропологии Циолковского, трактующей человеческий организм как господство атомов, которые бессмертны и путешествуют от одного конгломерата или организма к другому. Распадаются не сами атомы, а их ассоциации, поэтому трагедия смерти есть всего лишь иллюзия человеческой эгоистической эмоциональности. Бессмертным мозговым атомам человечества дается возможность попасть в мозг «богов разных степеней», каковыми являются совершенные жители космоса. Тем самым Циолковский обосновал идею атомарного бессмертия, но не в той ее форме, которая весьма близка чаяниям каждого верующего, убежденного, что души родных и близких людей встретятся. Напротив, космос Циолковского атомарен и бездушен, это не космос христианского одушевленного помысла о встрече с умершими близкими, жалости, памяти, привязанности и любви.

В качестве бесспорно перспективных идей Циолковского называют его идею о том, что космос — не просто беспредельная физическая среда, вместилище материи и энергии, но будущее поприще творчества землян. Выход в космические просторы — необходимый момент эволюции человеческой цивилизации. Идея автотрофности, самопитания человечества, развитая Циолковским с привнесением в нее инженерного расчета, подхватывается затем и Вернадским. В работе Циолковского «Живые существа и космос» предлагались различные «конструкции» таких существ, где варьируются не только размеры — от гигантов до карликов — но и различные комбинации органов. Однако совершенно очевидно, что инженерная мысль останавливается перед таинством трансформации живого, его функциональных и психофизиологических зависимостей счастья.

Современная философия вплотную подошла к выработке принципиально новой парадигмы мировосприятия и мировоззрения человека на основе переоценки им же самим функций человеческого разума, его творческого потенциала, а также некой «человекоразмерности» Вселенной. Философский антропоцентризм позволяет ныне объективировать в понятиях и обобщать в категориях разрозненные знания о Вселенной и все сведения о бытии человека, его разуме. Вот на этой-то философско-методологической базе и стало возможно понять роль человека во Вселенной. При кажущейся противоречивости и пестроте феноменального чувственного мира ноуменально (греч. Noumenon – умопостигаемое) постигается постоянно развивающаяся структура объективной Вселенной, а также оцениваются интеллектуальные и нравственные ценности человека и его космическая мыследеятельность. Философский антропоцентризм превращается ныне в некое первоначало планетарного мышления будущего человечества – ноосферность, а Циолковского можно считать одним из основоположников концепции ноосферы.