ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЁЖНОСТИ ЛЁТЧИКА В МАНЁВРЕННОМ ПОЛЁТЕ

© М.В.Дворников, А.А.Меденков, Н.Л.Фетисова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2012 г.

Обеспечение профессиональной надежности летчиков при выполнении маневренных полетов является актуальной и сложной задачей. Применение технических средств повышения переносимости перегрузок (противоперегрузочных костюмов, автоматов давления, избыточного давления в маске) является обязательной, но порой недостаточной мерой. Они не исключают случаи потери летчиком сознания при воздействии перегрузок или развития пространственной дезориентации. Большое значение имеет функциональное состояние летчика, которое может снижаться при перерывах в летной работе, нерегулярных полетах и недостаточной физической подготовке.

Из анализа отечественных и зарубежных исследований влияния перегрузки на функциональное состояние летчика и практического опыта обеспечения безопасности маневренных полетов следует, что профессиональная надежность летчиков высокоманевренных самолетов может быть повышена реализацией медицинских технологий, включающих комплекс методов и средств как в период подготовки и осуществления полетов, так и в процессе послеполетной психофизиологической реабилитации, реализуемой при участии медицинских специалистов.

Устойчивость летчиков к перегрузкам является условием обеспечения безопасности маневренных полетов. Во многом она определяется индивидуальными особенностями организма. Поэтому летчиков высокоманевренных самолетов необходимо отбирать и готовить. Эффективным методом подготовки летного состава к перегрузкам маневренного полета являются тренировочные вращения на центрифуге. Такие тренировки необходимы для обучения летчиков пилотированию при действии перегрузок, выполнению противоперегрузочных приемов и своевременному распознаванию угрозы потери сознания.

В целях повышения безопасности маневренных полетов разрабатываются бортовые системы своевременной диагностики опасного состояния летчика, информационной поддержки и принятия решения на включение систем автоматического управления самолетом в случае потери сознания в маневренном полете. Но для этого необходима комплексная оценка работоспособности летчика в полете с учетом физиологических, психофизиологических и психологических показателей его деятельности. Поэтому эффективность бортовых систем активной безопасности полета во многом определяется возможностью своевременного обнаружения признаков нарушения пространственной ориентировки летчика, снижения и восстановления его работоспособности на основе необходимого и достаточного перечня показателей и критериев оценки и прогноза переносимости летчиком перегрузок в маневренном полете. В связи с этим разработка средств, методов и способов оценки и прогноза работоспособности летчика в маневренном полете является актуальным направлением повышения безопасности полетов.

Основными направлениями повышения устойчивости летчика к действию перегрузок и его профессиональной надежности при выполнении высокоманевренных полетов следует рассматривать:

– отбор летчиков с использованием методов оценки их устойчивости к перегрузке;

– совершенствование технических средств, обеспечивающих эффективную противоперегрузочную защиту летчика;

– тренировочные вращения на центрифуге в системе летной подготовки;

– оперативную оценку и прогноз снижения работоспособности летчика в полете;

– организацию мониторинга профессиональной надежности летчика.