ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

© Т.И.Кувшинова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2012 г.

Под индивидуальностью понимается совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого, их неповторимость и уникальность. Учет индивидуальных особенностей личности необходим при подготовке космонавтов, при подборе экипажей, при выполнении различных функций во время космического полета.

Обследуемым студентам было предложено назвать психологические качества, которые характеризуют каждого из них как индивидуальность. В исследовании приняли участие 155 студентов 2-го курса Кемеровского государственного университета, среди них 38 юношей и 117 девушек. В общей сложности опрошенные студенты назвали 74 различные качества, которые, как они считают, делают их индивидуальностями. При этом девушки назвали 54 качества, юноши ограничились 20 различными качествами.

Юноши на первое место чаще всего ставили волевые качества, такие, как целеустремленность, ответственность и трудолюбие, активность и решительность. Также юноши назвали отрицательные волевые качества: лень, вспыльчивость. На второе место они чаще ставили нравственные качества: отзывчивость, доброта, скромность и спокойствие. Пять юношей на второе место поставили коммуникативное качество – общительность. Юноши отметили эмоциональные качества и личностные: воспитанность, аккуратность, гордость.

Девушки в нашем исследовании при описании собственной индивидуальности на первые места чаще ставили коммуникативные и нравственные качества. При этом были упомянуты общительность, дружелюбие, отзывчивость. Из числа нравственных качеств в большей степени представлена доброта, скромность, толерантность. Волевые качества в ответах девушек чаще располагались на втором месте среди названных характеристик индивидуальности. Также ими были названы целеустремленность и ответственность, энергичность и терпеливость, упорство, усидчивость, трудолюбие, самоконтроль. В качестве отрицательных волевых характеристик приведены вспыльчивость, лень, импульсивность. Интеллектуальные качества упоминались в качестве характеристик индивидуальности достаточно часто: творчество, талантливость, эрудированность, сообразительность. Эмоциональные качества в ответах девушек представлены такими характеристиками, как оптимизм, веселость. К характерологическим свойствам мы отнесли следующие качества, указанные в ответах девушек: требовательность, прямолинейность, харизматичность, чувствительность.

В результате проведенного исследования выявлено: в качестве характеристик собственной индивидуальности юноши на первое место чаще ставили волевые качества, девушки предпочтение отдавали коммуникативным качествам, что можно объяснить половыми различиями. Нравственные качества по степени представленности и значимости у юношей и девушек оказались на втором месте, что свидетельствует о высокой значимости нравственных характеристик личности и указывает на стремление респондентов к достижению высокого психоэтического статуса.

В целом следует отметить, что обследованные студенты приводили скорее характеристики собственной личности, а не индивидуальности, но проведенная работа вызвала живой интерес, способствовала развитию рефлексии и повышению уровня самосознания. В работе «Ум и страсти» основоположник теоретической космонавтики К.Э. Циолковский писал о том, что во имя космического будущего всего человечества каждый человек обязан работать над собой, самосовершенствоваться, укрощая свои отрицательные эмоции и страсти.