ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗБЕГА И ПРОБЕГА ТЯЖЁЛЫХ ВС НА ВПП С АСФАЛЬТОБЕТОННЫМ ПОКРЫТИЕМ

© Н.Б.Бехтина, АлиСейедАбдолвахед
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2012 г.

Важнейшей проблемой, стоящей перед гражданской авиацией в области обеспечения безопасности полетов, является проблема выкатывания воздушных судов (ВС) за границы взлетно-посадочной полосы (ВПП).

Основными причинами выкатывания самолета при посадке, особенно на полосы с низкими значениями коэффициента сцепления и при наличии бокового ветра, являются прежде всего специфика взаимодействия колес шасси с покрытием, превышение скорости захода на посадку, превышение высоты пролета торца ВПП, а также запоздалое и неинтенсивное применение тормозных средств.

Снижение коэффициента сцепления напрямую зависит от состояния ВПП. Это в первую очередь может быть связано как с наличием на поверхности полосы атмосферных осадков, а также с ее различного рода повреждениями, возникающими в результате действия эксплуатационных нагрузок и природно-климатических факторов.

В настоящее время при реконструкции жестких покрытий успешно применяется асфальтобетон, который обеспечивает ровность покрытия, закрывая все дефекты и повреждения. Однако, асфальтобетон обладает рядом особенностей, которые необходимо учитывать при выработке рекомендаций по выполнению безопасного разбега и пробега ВС:

1. Волнистость – серия близко расположенных возвышений и углублений (понижений), регулярно повторяющихся через определенные интервалы (обычно менее чем через 1,5 м) вдоль покрытия.

2. Просадка – опускание ограниченной части поверхности покрытия.

3. Колееобразование – осадка поверхности в зоне следа колес. Поднятие покрытия может произойти по краям колеи.

Во многих случаях все эти дефекты асфальтобетонного покрытия не заметны визуально, но после дождя на их месте происходит возникновение луж, что может вызвать гидропланирование ВС.

Математическое моделирование позволяет охватить весь спектр вышеперечисленных проблем, так как накоплен огромный экспериментальный материал, позволяющий обобщить результаты исследований и выработать рекомендации по эксплуатации самолетов на асфальтобетонных покрытиях.

В докладе выносятся на обсуждение математические модели динамики движения ВС на пробеге по асфальтобетонному покрытию ВПП в сложных метеоусловиях на основе системы математического моделирования динамики полета летательного аппарата, созданной на кафедре АКПЛА.