ПЛАНИРУЕМАЯ ПРОГРАММА МИКРОГРАВИТАЦИОННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ НА РОССИЙСКОМ СЕГМЕНТЕ МКС С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОВОРОТНОЙ ПЛАТФОРМЫ «ФЛЮГЕР»

© А.Е.Борисов, Г.А.Емельянов, К.С.Ёлкин, А.И.Иванов, С.В.Федосеев, Н.Н.Болотник, Г.Ф.Путин, А.В.Зюзгин, И.А.Бабушкин, Б.Г.Захаров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2012 г.

В докладе представлена автоматическая поворотная виброзащитная платформа (АПВП) «Флюгер». АПВП «Флюгер» разработана для проведения серии микрогравитационных экспериментов на борту Российского сегмента Международной космической станции. Приведены основные технические характеристики АПВП. Рассмотрены типовые режимы платформы.

Представлена программа проведения космических экспериментов (КЭ) с использованием АПВП «Флюгер». В число первых планируемых экспериментов данной программы вошли:

– КЭ «КОМО» (постановщик – ИПМех РАН). Основной целью эксперимента «КОМО» является подтверждение точностных и динамических характеристик АПВП «Флюгер» для обеспечения проведения микрогравитационных экспериментов с использованием АПВП, в которых требуется точное угловое наведение и стабилизация оси полезной нагрузки (ПН) по вектору остаточного бортового микроускорения, а также программное динамического воздействия на ПН.

– КЭ «Конкон» (постановщик – Пермский государственный национальный исследовательский университет). Основной целью эксперимента «Конкон» является изучение возможностей управления конвективными течениями и устойчивостью механического равновесия неоднородных по плотности жидких и газообразных сред средствами пассивного, активного и активного с обратной связью механического воздействия в условиях микрогравитации.

– КЭ «Мираж» (постановщик – НИЦ КМ ИК РАН). Основной целью эксперимента «Мираж» в части, где будет использоваться АПВП, является выращивание монокристаллов Ge(Ga) и GaSb(Te) методом вертикальной направленной кристаллизации (методом Бриджмена) в условиях диффузионного массопереноса при ориентации оси роста кристалла параллельно вектору остаточного бортового микроускорения.

Дано описание данных экспериментов. Показана возможность их реализации.