ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ТРУДАХ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО И П.А. СОРОКИНА

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ТРУДАХ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО И П.А. СОРОКИНА

© С.П.Казакова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2012 г.

Для современной эпохи характерно господство техногенной цивилизации, ее наступление на природу. Она превращает людей в потребителей. Кризис охватывает многие стороны жизни человека. Происходит как бы обожествление экономики, которая становится не средством, а целью жизни. Любое общество обречено на гибель, если разрушается его общечеловеческая культура. Это толкает народ на путь одичания и деградации, подрывает сам смысл существования, причем никакие экономические, политические реформы не принесут успеха, если будут опираться на корыстного, эгоистичного человека, лишенного духовных критериев и подлинных жизненных ценностей. При анализе причин кризисного состояния общества особенно актуальными становятся сегодня идеи К.Э. Циолковского и П.А. Сорокина.

Циолковский, анализируя современные ему сведения по астрономии, делает вывод, что при длительных сроках существования цивилизации достаточно велика вероятность ее гибели вследствие различных космических катастроф (угасание или взрыв Солнца, истощение природных ресурсов планеты, ее взрыв, столкновение с крупным небесным телом и т. п.). «Знание всех угрожающих сил космоса, — писал Циолковский в работе «Земные катастрофы» (1921), — поможет развитию людей, так как грозящая гибель заставит их быть настороже, заставит напрячь все умственные и технические средства, чтобы победить природу». Какие же пути развития будущего человечества видел ученый? Существует только один способ избежать гибели цивилизации — создание сети космических поселений и переселение на них значительной части человечества. Эта идея присутствует во многих работах Циолковского.

Рассуждая о перспективах промышленного освоения космоса, Циолковский учитывал, что собственная техногенная деятельность человечества может привести к энергетическому кризису вследствие истощения сырьевых ресурсов Земли, поэтому он говорил о неизбежности перехода к использованию нетрадиционных источников энергии, прежде всего энергии солнечного излучения.

Ученый рассматривал цивилизацию как единый организм, который проходит в своем развитии несколько стадий. Первая – эмбриональная стадия – возникновение, жизнь и развитие человечества на Земле. Но человечество не может «вечно жить в колыбели», поэтому выход в околоземный космос становится неизбежно второй фазой эволюции человечества. На этом этапе как раз используется солнечная энергия, возводятся космические поселения. И третья стадия – расселение людей по всей Галактике, где со временем люди станут истинно «космическими животными», т. е. смогут жить без специальных средств защиты в условиях открытого космического пространства. Но, бесспорно, должно прийти время, когда степень развития человечества окажется достаточной для этого.

Подробно анализируя различные аспекты человеческого бытия, П.А. Сорокин также как К.Э. Циолковский пришел к выводу, что современная цивилизация находится в особом, необычном состоянии – состоянии кризиса. Кризис глобален. Он одинаково глубок во всех сферах: как в материальной, так и в духовной. Это кризис «плоти и духа общества». Необходима перестройка системы ценностей, где особая роль принадлежит альтруистической любви. Ученый разделял мысль, что мерилом прогресса общества является возрастание альтруизма над эгоизмом; любовь следует рассматривать как принцип, порядок, основу прогресса, как цель. Любовь есть не что иное, как Добро, Истина, Красота, являющиеся высшими формами политической энергии, высочайшими ценностями, управляющими не только в человеческом обществе, но и космосе. Данные понятия взаимодополняют и как бы содержат в себе друг друга, причем любовь выступает как созидательное всеобъемлющее начало. Энергия любви – энергия жизни – проявляется в предотвращении самоубийств; она влияет на продолжительность жизни, на состояние здоровья, способна воздействовать на социальную, культурную жизнь человечества, на политику. В этом проявляется схожесть идей Сорокина и Циолковского.

Сорокин видел выход из морально-политического кризиса не только в альтруизации, но и в созидании интегрального порядка. Интегрированная система более жизнеспособна, устойчива; от степени внутренней интеграции зависит стабильное существование. От этого же зависит и отсутствие дезорганизационных процессов – войн, беспорядков, революций. Итогом интеграции должно стать интегральное общество.

Предлагается новая культура, которая сумеет возвратить гармонию, мир, спокойствие, уменьшит эгоизм, раздражительность, склонность к насилию. Этому будет способствовать укоренение в сердцах и умах людей универсализированных этических норм. Новая культура создаст нового человека – счастливого, мудрого, доброго и справедливого к себе и ко всем согражданам. «Новая этика», в свою очередь, поможет объединить людей на основе «нового гуманизма», всепланетарного единства.

Сорокин призывал в ходе общественно-политического реформирования избегать крайностей, резких колебаний, предупреждал, что если маятник слишком сильно качнется в одну сторону, то общество обречено испытать на себе обратное движение «колеса истории». В то же время для реформаторов всех времен и народов существует верный ориентир — интегральная сущность человека.

Сорокин неоднократно подчеркивал, что в условиях цивилизационного системного кризиса социума никакие отдельные люди в области экономики и политики не могут устранить его. По его мнению, только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания. Такова стратегия поиска реального пути выхода России из кризиса. Центром социокультурного творчества должна быть каждая личность. Необходимо искать, развивать свои скрытые потенции, основы которых были заложены в истории, реализуя их как предмет общения, потенции на всех уровнях — от личностных до цивилизационных.

События ушедшего века показали, что научно-технические достижения цивилизации идут не только на благо людям, но могут наносить вред и использоваться для уничтожения друг друга. Однако, без постоянного развития науки и техники жизнь современного человека немыслима. Да и остановить данный процесс невозможно. Поэтому одна из важнейших задач сегодняшнего дня — устранение противоречия между экономическим развитием общества и потребностью сохранения природных экосистем, использование современных достижений науки во имя мира и взаимного уважения прав всех народов и каждой индивидуальной человеческой личности. В этом, несомненно, сможет помочь творческий потенциал трудов К.Э. Циолковского и П.А. Сорокина.