РД-3 – ПЕРВЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ МАРШЕВЫЙ ЖРД

РД-3 – ПЕРВЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ МАРШЕВЫЙ ЖРД

© В.Ф.Рахманин, В.С.Судаков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2012 г.

Двигатель РД-3 стал продолжением ряда жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) РД-1, РД-1Х3, РД-2, предназначавшихся для установки на самолеты. Отличительная особенность двигателя РД-3 заключалась в возможности его применения в качестве маршевого двигателя самолета, в то время как его предшественники являлись ускорителями полета, дополнявшими винтомоторную силовую установку самолета.

Работы по созданию двигателя РД-3 по предложению В.П. Глушко начались в январе 1944 г., после успешного завершения наземной отработки в декабре 1943 г. двигателя РД-1.

Двигатель РД-3 включал в себя следующие агрегаты:

– 3 расположенных в одном блоке камеры, каждая из которых имела номинальную тягу 300 кгс;

– турбонасосный агрегат (ТНА), состоявший из активной турбины мощностью 43 л. с. при частоте вращения 22500 об/мин и насосов: центробежного насоса для подачи окислителя (азотная кислота), лопастных насосов для подачи горючего (керосин) и воды (балластировка генераторного газа), а также шестеренчатого насоса для подачи масла в подшипники турбины и редуктора;

– генератор, работавший на основных компонентах топлива с балластировкой газа водой для снижения его температуры до 600ºС;

– агрегаты автоматики, обеспечивавшие запуск, регулирование режима работы и остановку двигателя.

Двигатель РД-3 имел большой диапазон регулирования по тяге: от 1000 кгс на форсированном режиме до 100 кгс при крейсерском полете на дросселированном режиме работы одной камеры. Продолжительность работы двигателя РД-3 на номинальном режиме составляла 10 мин.

В соответствии с приказом Наркомата Авиапрома от 30 мая 1944 г. стендовую доводку двигателя РД-3 необходимо было завершить в декабре 1944 г., чтобы в январе 1945 г. предъявить его на государственные испытания. Однако эти планы реализовать не удалось.

Весь 1944 г. коллектив КБ под руководством В.П. Глушко был занят отработкой двигателя РД-1Х3, а в 1945 г. техническое руководство ВВС изменило ранее согласованные требования к двигателям истребителей-перехватчиков, увеличив потребный уровень тяги и продолжительности работы.

Авиация взяла курс на применение воздушно-реактивных двигателей.