СИСТЕМА ТОРГОВЛИ КВОТАМИ КАК МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЪЁМОВ ПОЛЁТОВ

© Ю.В.Смирнова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2012 г.

В силу своих природных особенностей Россия играет первостепенную роль в мире для сохранения глобальных общественных благ и оказывает важнейшие экологические услуги всей планете. Здесь возможно использование механизмов Киотского протокола, направленных на защиту окружающей среды. С включением авиации в Европейскую систему торговли квотами к существующему количеству квот для стационарных источников выбросов были добавлены дополнительные квоты для авиакомпаний.

В 2012 г. 85% квот для авиационного сектора будут распределены бесплатно между авиакомпаниями, попадающими под действие системы. В период 2013-2020 гг. процент бесплатных квот будет сокращен до 82%. Распределение бесплатных квот осуществляется из расчета доли авиакомпании в общем количестве пассажиров и грузов, перевезенных в 2010 г. (в переводе на тонно-километры).

В 2012 г. предельный объем авиационных выбросов установлен в размере 97% от среднего объема авиационных выбросов за 2004-2006 гг., а в период с 2013-2020 гг. он будет снижен до 95%. Авиакомпании, которые ведут свою деятельность более эффективно, будут иметь преимущество перед менее эффективными авиакомпаниями. 15% квот ежегодно будет продаваться посредством аукциона. Продажа квот для авиакомпаний через аукцион начнется в 2012 году. Начиная с 2013 года, оставшиеся 3% квот (рыночная стоимость которых на данный момент приравнивается к 600 миллионам евро) будут передаваться в специальный резерв, предназначенный для новых участников и быстро растущих авиакомпаний. Воспользоваться специальным резервом смогут те авиакомпании, деятельность которых растет наибольшими темпами.

С 1 января 2012 г. российские авиакомпании, как и все другие авиаперевозчики, должны платить за полеты над Европой. Однако Россия в соответствии с Киотским протоколом получила большую квоту на выброс парниковых газов, на данный момент объем неиспользованной квоты составил около 6 млрд. т СО2 эквивалента. Запасение этой квоты и дальнейшее предоставление части этой квоты в зачет может полностью покрыть все выбросы не только российской авиации, но и российской промышленности.