СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ИНТЕГРАЦИИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СИСТЕМ «ЛЁТЧИК-САМОЛЁТ»

© М.Б.Меликова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2012 г.

В системе ценностей К.Э. Циолковского заложен определённый взгляд на техносреду: поскольку самосовершенствование, профессиональный рост человека вносит свой вклад в «блаженство атомов», то техносреда, низлагающая Личность и лишающая ее творческого начала, является преступлением перед Вселенной. Присутствие в агрессивной среде высокоавтоматизированных кабин приводит к деградации профессиональной деятельности лётчика – из нее исчезают психологические механизмы, ради которых человек «пока оставлен инженерами в контуре управления».

Взаимодействие в системе «летчик-самолет» (СЛС) изменяется под влиянием интеграции ее компонентов – слияния деятельности лётчика с функционированием технических устройств в совместном выполнении задач. Высокоавтоматизированная среда кабины имитирует часть «психологической реальности полета». Она также забирает часть «жизненной (деятельной) силы» человека, вторгаясь в сферу его владения ситуацией.

В современной методологии инженерно-психологического обеспечения СЛС не имеется научно-методических барьеров для следующих негативных последствий автоматизации летного труда:

1. «Гипнотический эффект» высокоавтоматизированной среды – наличие в ней готовых «семантических имплантов» - в принципе тормозит собственную активность человека, а невозможность проверить правильность предлагаемого электронной системой содержания приводит к «слепому доверию»;

2. «Контаминация образа полета» – «взгляд на полёт глазами инженера»;

3. «Энтропия образа полета»:

1). «семантические импланты» (интегрированная информация на дисплеях, полуавтоматические режимы управления) требуют для своего обслуживания особых схем информационного взаимодействия в СЛС;

2). данные схемы взаимодействия «лётчик-самолёт» неэффективны, т.к. для поддержания профессиональной формы (и, соответственно, готовности к преодолению критических ситуаций) опытным лётчикам требуются дополнительные усилия вне этих схем и вне «Стеклянных кабин»;

3). неопытные пилоты, сразу попавшие в «Стеклянную кабину», летного мастерства приобрести не могут, в этом им мешают схемы информационного взаимодействия.

В докладе сделан вывод о том, что «деформация лётной профессии в «Стеклянных кабинах» – не личная трагедия командира воздушного судна, а «производственная травма» и технократическое «преступление перед Вселенной».