СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

© Г.В.Пирогов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2012 г.

Аэрокосмическое образование школьников имеет большое значение для института профильного высшего образования в авиационной и аэро-космической сфере и для всей отрасли в целом. Кроме того, оно обладает широчайшим потенциалом для приобщения учащихся к науке, мотивации их к дальнейшему успешному обучению и процессу познания окружающе-го мира, чего не имеют другие наукоемкие области знания. Космическая наука чрезвычайно наглядно демонстрирует результаты научно-технического прогресса общества, его влияние на жизнь человека.

Уникальность, значимость и масштабность космической деятельно-сти подталкивает многих школьников к стремлению познать суть и теоре-тические основы подобных процессов, участвовать в них. Этот интерес может являться действительно благодатной почвой для стимулирования их мотивации к учебной деятельности, но не только в узком аэрокосмическом направлении, но и непосредственно связанных с ней областях знаний и фундаментальных науках, ключевую позицию среди которых, безусловно, занимает физика.

Получение детьми аэрокосмических знаний должно базироваться не столько на идее дать детям специальные знания из вузовской программы подготовки аэрокосмических инженеров в упрощенной форме, как на стремлении связать знания аэрокосмические с базовыми школьными зна-ниями. Важно показать и обосновать их связь, сформировать у детей моти-вацию овладеть физическими знаниями с целью понимания происходящих в космонавтике процессов.

Для решения этой задачи необходимо иметь соответствующую про-грамму обучения и методику ее реализации. Кроме преподавания специ-альных аэрокосмических знаний, их физических основ, исторических ас-пектов развития науки, программа обязана включать в себя практическую и творческую работу учащихся. Важнейшим принципом реализации подоб-ной программы аэрокосмического образования должно быть непосредст-венное знакомство детей с реальными образцами ракетно-космической техники. Экскурсии и занятия в музеях, залах ракетно-космической техни-ки на предприятиях и в вузах должны быть неотъемлемой частью обуче-ния.

Наиболее перспективным элементом подобных образовательных программ на сегодняшний день является обучение детей на базе современ-ных космических образовательных центров, самый масштабный из кото-рых был открыт в апреле 2012 г. на базе Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина в Звездном городке. Интерактивное знакомство уча-щихся с реальными процессами, происходящими во время космического полета, участие в них, изучение и моделирование деятельности космонав-тов и пилотов, знакомство с моделями космических аппаратов, принципов их функционирования и другие занятия должны стать действительно эф-фективным инструментом в приобщении детей к космической деятельно-сти и их дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности.

Сегодня накоплен достаточный опыт применения авиационных и космических тренажеров в дополнительном образовании школьников, по-зволяющий органично вписать такую практику в образовательную про-грамму. И этот опыт демонстрирует высокую эффективность подобного вида обучения, его положительные результаты.