ВОЗМОЖНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКАВОЗМОЖНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

ВОЗМОЖНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

© А.В.Степанова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2012 г.

Ученый и педагог К.Э. Циолковский успешно решал проблемы образования и воспитания как на страницах своих трудов, так и в педагогической практике. Тема педагогики сегодня актуальна и в кругах дополнительного образования. Учреждения дополнительного образования также обладают широкими возможностями в этом направлении.

Актуальность объясняется следующими положениями. Во-первых, основная цель воспитания заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Чтобы эффективно реализовать эту цель, с нашей точки зрения, необходимо развивать в ребенке творческое мышление, креативность. Во-вторых, мы живем в век скоростных технологий. Информация и события в нашем обществе быстро меняются. Человек вынужден реагировать на них. В Калуге детям и их родителям помогает развивать творческие способности Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр космического образования детей «Галактика».

В Центре более 12 объединений художественно-эстетического направления, где дети познают мир прекрасного: поют и танцуют, рисуют и мастерят, занимаются лепкой и бумагопластикой. Более 18 опытных педагогов данного направления помогают воспитанникам развить воображение и логику, способствуют формированию их художественно-творческих способностей. Кроме того, на занятиях дети получают практические навыки. Сделать своими руками подарки родным и друзьям, научиться владеть иголкой и ножницами – все это пригодится ребенку. Есть еще одно важное дополнение: умение изготовить творческую поделку самостоятельно или с помощью взрослого дает возможность детям почувствовать себя увереннее.

Педагоги Центра руководствуются основными методами организации художественно-эстетической деятельности, которые позволяют успешно развивать творческие способности детей. Во-первых, это поиск индивидуального подхода к каждому ребенку. Ведь творческие способности есть у каждого, но проявляться они могут по-разному, в зависимости от природных задатков и уровня развития самого ребенка: одни талантливо рисуют, другие обладают музыкальными способностями. Исходя из этого, каждый педагог Центра подходит к вопросу развития художественно-творческих способностей детей индивидуально, с учётом особенностей каждого ребёнка. Во-вторых, это соблюдение принципа свободы. Еще Л.С. Выготский обращал внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Соблюдать этот принцип мы начинаем с самого начала учебного года, когда методисты и педагоги Центра проводят День открытых дверей. Именно в это время дети вместе с родителями начинают приобщаться к активной жизни «Галактики». В-третьих, это развитие интереса к творчеству. Педагогический коллектив Центра пришел к выводу, что с помощью детских творческих игр можно достичь больших успехов. В кукольном и фольклорном кружках, например, читают и рассказывают детям произведения художественной литературы, рассматривают иллюстрации к ним, обыгрывают разные ситуации.

Как результат, воспитанники творческих коллективов объединений центра «Галактика» – призеры и лауреаты выставок городского, областного и международного уровней: «Истоки», «Творчество юных», «Дети, техника, творчество», «Чудеса из бумажного листа», «Шедевры крошек или крошечные шедевры».