ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ — В ПОМОЩЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И МОЛОДЁЖИ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ — В ПОМОЩЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И МОЛОДЁЖИ

© И.В.Иванова, Е.А.Семыкина, Н.И.Чупрова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2013 г.

Идея К.Э. Циолковского о духовно-нравственном развитии общества в образовательной практике сегодня особенно актуальна. Она находит поддержку в контексте реализации задач «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» и новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

В рамках реализации внеурочной деятельности, которая сегодня входит в план основной общеобразовательной программы начальной школы города Калуги, востребованным оказался сетевой проект по духовно-нравственному развитию «Маленький принц». Основу проекта составляет дополнительная образовательная программа «Маленький принц», которая в 2012 году была отмечена Дипломом Лауреата областного конкурса «Планета детства» и стала победителем I всероссийского конкурса авторских программ, утвержденного Федеральным институтом развития образования. В 2013 году программа была одобрена Экспертным советом по инновационной и экспериментальной деятельности в Управлении образования города Калуги и рекомендована к распространению в образовательных учреждениях города.

Рассчитанная на два года, образовательная программа «Маленький принц» построена на основе художественного произведения А.Экзюпери, поэтической сказке, герои которой помогают пониманию мира, формированию мировоззрения. Метод литературного анализа художественного произведения дает возможность сформировать осознанное отношение детей к рассматриваемым сложным понятиям и явлениям («добро» и «зло», «жизнь» и «смерть», «нравственность», «идеал», «ценность»), осмыслить суть философских идей, заложенных в произведении. Тематика космоса способствует идее космического воспитания. Космическое воспитание сродни духовно-нравственному воспитанию, целью которого является духовное самопознание личности в опоре на общечеловеческие ценности. В этом смысле образование понимается как расширение возможностей личности, раскрытие ее внутреннего мира, нравственного начала.

Программа «Маленький принц» прошла апробирование на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр космического образования (ДЮЦКО) «Галактика» города Калуги, ведущим вектором образовательной деятельности которого служит аэрокосмическое направление. С 2010 года ДЮЦКО «Галактика» является организатором одноименного сетевого проекта в условиях сопровождения средних общеобразовательных учреждений по линии Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В 2012/13 учебном году в проекте «Маленький принц» задействованы средние общеобразовательные школы №№ 1, 8, 25 и 30 города Калуги. Планируется расширение базы апробации программы.

В рамках методического сопровождения педагогов, реализующих сетевой проект по духовно-нравственному развитию младших школьников, на базе ДЮЦКО «Галактика» ежемесячно проводятся организационные совещания, в ходе которых раскрываются теоретические особенности содержания тематики будущих занятий и практическая часть программы на основе инновационных приемов и технологий работы с детьми.

Результаты освоения программы «Маленький принц»: понимание идейного содержания художественного произведения А.Экзюпери; знание морально-этических норм общения, основных моральных категорий, правил поведения в обществе, индивидуальных качеств личности и способов их выражения; анализ эмоций и чувств; самопознание и самопрогнозирование по результатам образовательных проб; строительство маршрута индивидуального саморазвития на основе рефлексии; опыт творческой деятельности; повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы личности, коммуникативных способностей, логического и творческого мышления, нравственной устойчивости.

Основные формы подведения итогов реализации программы «Маленький принц»: сравнительный анализ карт маршрутов индивидуального саморазвития ребенка (динамика развития ценностно-смысловой сферы, нравственных установок, личностных качеств), наблюдение за индивидуальными достижениями каждого обучающегося, уровнем развития его способностей.