ИСТОЧНИКИ КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ИСТОЧНИКИ КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© В.И.Алексеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2013 г.

К.Э. Циолковский — знаковая фигура для русского космизма. К доминантам этого направления относятся следующие идеи: монизм (единство мира во множестве проявлений этого единства); вечность жизни во Вселенной в ее различных формах; эволюционизм (эволюция духовных субъектов, человека, природы, общества); когерентность человека космосу (самообновляемость, автономность в вопросах физиологического существования, бессмертие); расширение сознания человека путем объединения исторически и традиционно разделённых сфер общественного сознания; гармония человека и техники в техногенных вариантах социальных теорий; признание человеческого общества фактором и феноменом космического масштаба. Вариантом монизма можно считать и панпсихизм.

Космизм Циолковского имел многочисленные источники. Остановимся на основных из них.

Монизм Геккеля. Он сводился к атеистическому и материалистическому началам. Поклонник Спинозы Геккель настаивал на наличии единой физической субстанции, пребывающей во всем, приписывая ей три атрибута: материю, энергию и сознание. И хотя Геккель писал «…я сделал очень обстоятельную попытку обосновать монизм вселенной…» (Геккель Э. Мировые загадки: Общедоступные очерки монистической философии. Лейпциг-СПб. 1906, с.133), его нельзя отнести к числу космистов. Он был ярким представителем материалистического монизма, редуцирующего единство мира к наличию физической реальности и отрицающего её духовное начало. Монизм же Циолковского намного шире по содержанию, он имеет более десятка аспектов и имеет собственно космистское звучание.

Панпсихическая идея Геккеля. Панпсихизм представляет собой одну из разновидностей монизма. Геккель вводит панпсихическую идею, чтобы «скрепить» единство физического мира и усилить степень его однородности. Он утверждает, что частицы субстанции обладают ощущением и волей, сознание есть элементарное свойство всех атомов. Буквально та же идея присутствует у Циолковского. И вновь мы видим, что у Геккеля идея панпсихизма имеет редуцированное значение. Она поддерживает принцип однородности материи, объясняет происхождение высшей нервной деятельности из свойств самой субстанции, объясняет общность косной и живой материи. Для Циолковского же панпсихизм был необходимым принципом обоснования бессмертия человека как разумного существа, подобного Вселенной именно в свойстве бессмертия. С помощью панпсихизма он сделал человека равным Вселенной в ее свойствах самообновления, самозарождения. Панпсихизм стал кирпичиком его космистской теории.

Космизм Фламмариона. Основной признак монизма — это признание единого источника существования мира. Если Геккель признает, но ограничивает этот источник физической субстанцией физической Вселенной, то Фламмарион и Циолковский придерживаются мнения, что единым источником мира является высшая духовная сущность. Фламмарион называет ее Богом, Всевышним, Создателем, говорит о Божественной воле. Циолковский говорит о Причине космоса столь же благой, могущественной, нематериальной, одаренной высшими творческими потенциями. Фламмарион объединяет научные данные, эзотерические знания и веру в Бога, не видя между этими формами познания ни малейшего противоречия, то есть является представителем универсального мировоззрения. Тот же подход находим у Циолковского: безграничная вера в науку, «вера научная», как выражался ученый, соединяется с монистической философией и логически обоснованной верой в Бога, то есть духовным знанием. Подход Циолковского более рационалистичен, в нем больше логического обоснования, однако это не меняет существа дела.

Если монизм вне космизма возможен, то обратному вряд ли найдется подтверждение. Космистские позиции Фламмариона базировались, безусловно, на монистическом подходе. Однако французский астроном конкретизирует его, утверждая общность внеземных цивилизаций. Как Фламмарион, так и Циолковский практически одинаково аргументировали идею множественности внеземных цивилизаций и низкое положение земной цивилизации в этой иерархии.

Позиция Бекетова. Одна из задач, которую решали космисты — сделать очевидным неочевидное, соединить несоединимое. Так в трудах Циолковского «Научные основания религии» и «Этика или естественные основы нравственности» объединены вещи, которые не принято объединять даже сегодня. В частности, законы функционирования физического мира ученый напрямую связывал со смыслом жизни всех живых существ, целью этой жизни, качеством этой жизни, то есть добром и злом: « …надо истинную мораль извлечь из естественных начал вселенной, из ее общих законов, и сделать ее, таким образом, убедительной и приемлемой всеми людьми» (Циолковский К.Э. Космическая философия. М., УРСС, 2001, с. 40). Базой этических представлений Циолковского становится панпсихический атомизм и теория эфира. С одной стороны, межзвездное пространство наполнено элементарными частицами, квантами энергии, и в масштабах Вселенной происходит излучение, волновое движение, перемешивание элементарных частиц материи. А с другой стороны, все элементарные частицы в природе обладают потенциальной психической чувствительностью. Таким образом, базис жизни во Вселенной становится в конечном итоге базисом человеческого счастья.

Обратимся к работе профессора А.Н. Бекетова «Нравственность и естествознание», где он писал: «…моя задача должна заключаться в приискании космического закона, служащего естественным основанием этой нравственности» (Бекетов А.Н. Нравственность и естествознание. СПб., Изд-во В. Демакова, 1892, с. 31). Бекетов отмечал, что открытый в его время спектральный анализ доказал однородность химического состава планеты Земля и отдаленных физических миров космоса. Отсюда был сделан вывод: однородность в формах равновесия (в космосе физическом), равенства и справедливости (в духовном мире человека) является универсальным законом Вселенной. То есть во множестве цивилизаций, необходимым образом зарождающихся во Вселенной, царствует справедливость. Высшей формой справедливости является христианская нравственность, то есть закон любви, поэтому во Вселенной, населенной высокоразвитыми цивилизациями, царствует любовь — естественное человеческое начало космического масштаба. Здесь мы находим единую логику двух учёных с разными религиозными позициями — христианства и универсализма.