КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ: ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННОСТИ

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ: ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННОСТИ

© И.В.Иванова, Т.А.Финашина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2013 г.

Характерной чертой современного этапа обновления образовательного процесса является ориентация на переход от знаниевой к компетентностной парадигме, что отражено в содержании нового Федерального государственного образовательного стандарта и в социальном проекте развития личности, общества и государства «Наша новая школа».

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность личности, а умение решать проблемы, возникающие в познании и объяснении явлений действительности, во взаимоотношениях людей, этических нормах, оценке собственных поступков, практической жизни при выполнении социальных ролей, правовых нормах, потребительских и эстетических ценностях, овладении профессией, умении ориентироваться на рынке труда, при рефлексии собственных жизненных проблем, в самоорганизации, выборе образа жизни, разрешении конфликтов. Переход от знаниевой к компетентностной парадигме в образовании требует концептуальных изменений в методическом руководстве, психолого-педагогическом сопровождении субъектов образовательного процесса.

Сегодня в образовательной практике широко применяется термин «профессиональная компетентность педагога», содержание которого включает в себя совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать педагога, который осуществляет педагогическую деятельность на достаточно высоком предметном и методическом уровне, владеет приемами конструктивного педагогического общения, достигает стабильно высоких результатов в воспитании и развитии учащихся.

Личность педагога, его профессиональная компетентность, социальная и духовная зрелость представляют собой важные условия обеспечения эффективности процесса обучения и воспитания подрастающего поколения, а уровень сформированности профессиональных компетенций педагога является основным критерием результативности процесса образования, его соответствия потребностям современного общества. Не секрет, что успех педагогической деятельности зависит от умения организовывать образовательный процесс, от способности активизировать познавательную и творческую активность обучающихся, умения контролировать и диагностировать эффективность образовательной деятельности.

Педагогические идеи К.Э. Циолковского о роли личности учителя в образовательном процессе в настоящее время получают особую актуальность. В своих трудах «Этика, или естественные основы нравственности», «Ум и страсти», «Свойства человека» Константин Эдуардович настаивал на необходимости создания педагогами и реализацию в образовательной практике вариативных учебных программ, исходя из того, что успех учения зависит не только от способностей, но и от интересов ребёнка. К проектированию вариативных индивидуально-ориентированных учебных программ педагог должен быть готов методически, психологически и организационно. Развивая индивидуальные качества каждого ребёнка, педагог должен ориентироваться на предоставление ученикам свободы и самостоятельности. Это и есть одно из условий осуществления успешного обучения и развития личности.