МУЗЕЙНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ «Я ЛЮБЛЮ КОСМОС!»: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

МУЗЕЙНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ «Я ЛЮБЛЮ КОСМОС!»: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© Е.В.Архипцева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2013 г.

С 18 декабря 2012 года по 13 марта 2013 года в Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского (ГМИК) был реализован музейно-образовательный проект для малышей «Я люблю космос!». Цель проекта: повышение качества удовлетворения образовательных потребностей посетителей. Задачи: развить и обогатить социально-личностный опыт посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия; формировать у ребенка основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления, сформировать правильное представление о мире космоса, в который человек стремится; дать детям основные понятия по астрономии, физике, химии, биологии, космонавтике.

Основополагающая идея: формирование у ребенка компетентностей в сфере познавательной деятельности через ознакомление и адекватное восприятие экспозиции ГМИК.

Актуальность выражается в следующем: информатизация общества предъявляет качественно новые требования к процессу развития ребенка. Перед музеями ставятся задачи, решение которых невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы с детской аудиторией. Обучение детей должно быть направлено на развитие любознательности, наблюдательности, творческой активности и самовыражения в исследовательской и проектной деятельности. Именно эти качества личности позволят ребенку успешно адаптироваться к современным условиям жизни. Кроме того, особую актуальность приобретает музейная микросреда — уникальная платформа для просвещения, образования. В отношении ГМИК это еще и космическое воспитание, огромное значение которому в своих трудах придавал К.Э. Циолковский. Гениальный ученый и оригинальный учитель в своих трудах и педагогической практике стремился объединить науку и образование, связать воедино результаты научных исследований и школу, «проповедуя», таким образом, передовые методы преподавательской деятельности. По сути в этом и заключается прогресс педагогической мысли, на этом и зиждется модернизация образования, о чем сегодня не устают повторять в педагогических коллективах и высших кругах власти. Союз науки и образования — вот лозунг и современного ученого, и современного педагога. И союз этот немыслим без музея. Музей сегодня признан связующим звеном двух этих важных понятий. Не случайно Международный фестиваль музеев «Интермузей-2013», на котором был представлен музейно-образовательный проект «Я люблю космос!», прошел под девизом «Музей — образовательный ресурс общества».

В проекте использовались современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, игровые.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности: эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; моделирование; «погружение» в «краски», «звуки» космоса; обучающие и творчески развивающие ситуации; формирование навыков работы в команде.

Ярко выраженный характер проекта носила наглядность как наиболее важная составляющая в процессе приобретения ребёнком новых знаний. Основную роль играли натурные экспонаты (в том числе копии и модели космических аппаратов), иллюстративный материал. В качестве инновационного подхода задействовано сценическое искусство, что также усиливало эффект наглядности. Знания ребенку передавались из уст сказочных персонажей. Особое внимание уделялось процессу приобретения ребёнком новых знаний путем исследований, взаимодействий. В основе подачи нового материала лежали принципы систематичности и последовательности, прочности и научности, которые соответствовали возрасту детей, уровню их подготовленности. Отличительные черты проекта — его целостность, взаимосвязь формы и содержания, насыщенность образовательными формами, крупными интерактивными экспонатами, яркое, неординарное художественное решение.

В течение трех месяцев с проектом ознакомилось более 11 тысяч посетителей: малыши, которых на занятия приводили родители, организованные группы детей дошкольных образовательных учреждений, учебных заведений города Калуги, учреждений дополнительного образования. В рамках проекта состоялось 9 театрализованных костюмированных занятий, в которых участвовало более 300 детей, сотни индивидуальных занятий с малышами, а также молодежный Космофест.

Перспективы развития выставочного проекта «Я люблю космос!», одного из лучших образцов музейно-образовательной практики для малышей в ГМИК на сегодняшний день:

– модификация проекта в долгосрочную музейно-образовательную программу для более широкой категории посетителей, то есть организация на его базе Музейно-образовательного центра для детей 5–10 лет;

– развитие образовательного потенциала музея с целью творческой самореализации ребенка;

– максимальный учет интересов и желаний посетителя в выборе содержания и технологий образовательного процесса.

Музейно-образовательный проект «Я люблю космос!», представлявший собой одновременно и детскую экспозицию, и игровую площадку, и интерактивное пространство, зарекомендовал себя как целостная с научной и художественной точки зрения, насыщенная яркой экспонатурой образовательная платформа музейной микросреды.