НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЫ ПРОФЕССОРА В.М. КОВТУНЕНКО)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЫ ПРОФЕССОРА В.М. КОВТУНЕНКО)

© О.А.Чаплиц, В.С.Савчук
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2013 г.

Проблема классификации творческих коллективов в любой отрасли научного знания, сфере инженерной и научно-технической деятельности и т. п., во главе которых находится лидер, не теряет своей актуальности и в настоящее время. Наиболее общепринятыми определениями для таких коллективов являются научная школа, научно-конструкторская школа, инженерная школа.

В изучении научно-конструкторских школ есть свои, специфические трудности. Одной из проблем является определение состава научно-конструкторской школы, т.к. в таких школах развит коллективный труд. Немаловажным фактором, перерастающим еще в одну проблему, затрудняющим изучение деятельности подобных научно-конструкторских школ, в частности, в области ракетно-космической техники, в настоящее время является отсутствие рассекреченных источников.

В качестве примера, иллюстрирующего сложность изучения истории развития ракетно-космической отрасли, становления и функционирования научно-конструкторских школ, развития идей в этой отрасли приведем эпизод из историографии проблемы на примере научно-конструкторской школы Вячеслава Михайловича Ковтуненко (1921–1995).

В.М. Ковтуненко являлся членом-корреспондентом Академии наук Украины и России, доктором технических наук, профессором, Героем Социалистического труда, лауреатом Ленинской и Государственной премий. Он возглавлял проектный отдел ОКБ-586, был создателем и первым Главным конструктором КБ космических аппаратов в Государственном конструкторском бюро (ГКБ) «Южное» (1965–1977). Почти два десятилетия возглавлял опытно-конструкторское бюро (ОКБ) Научно-производственного объединения (НПО) им. С. А. Лавочкина, будучи его Генеральным конструктором. Широкую известность во всем мире приобрели результаты исследований космического пространства, Солнца и планет Солнечной системы, полученные с помощью космических аппаратов и систем, разработанных под его руководством.

НПО им. С.А. Лавочкина, возглавляемое В.М. Ковтуненко с 1977 по 1995 гг., выдвинуло в 1988 г. предложение о создании серийного производства космических аппаратов. Постановлениями Правительства в 1988 и 1989 гг. соответственно были приняты решения о строительстве такого завода и создании филиала ОКБ НПО им. С.А. Лавочкина в городе Калуге.

Вячеслав Михайлович не скрывал своей удовлетворенности в том, что именно Калуга была выбрана для строительства космического завода, вспоминая при этом, что еще на заре создания космического КБ в Днепропетровске его не оставляла мысль о создании филиала этого КБ в Калуге. Вячеслав Михайлович с громадным уважением относился к научному потенциалу Калужской области.

Его активная работа позволила в дальнейшем развить идею строительства завода в идею создания научного культурно-просветительного космиче¬ского центра федерального значения. Дальнейшим развитием этой концепции стало создание Приокского космического центра как научно-методологической и историко-духовной базы космизма. Правда, создание центра соприкоснулось с рядом трудностей.

Надо сказать, что историографические материалы, приведенные в статье И.Г. Ханина «Вячеслав Михайлович Ковтуненко и Калуга космическая» (Техническая механика. № 1. 2001. C. 189–194), не являются полноценным историографическим источником с точки зрения канонов исторической науки, так как в них отсутствуют ссылки на источники, которыми пользовался автор. На этом примере нам хотелось бы акцентировать ту мысль, что важной задачей современной истории науки является формирование в ракетно-космическом инженерном сообществе понимания необходимости изучения научно-конструкторских школ в области ракетно-космической техники в контексте соблюдения принципов и канонов исторической науки. Это может быть достигнуто только в постоянном тесном общении и сотрудничестве историков науки и техники и представителей ракетно-космической отрасли.