О РОЛИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В СИСТЕМЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РОССИЙСКИХ КОСМОНАВТОВ

О РОЛИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В СИСТЕМЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РОССИЙСКИХ КОСМОНАВТОВ

© Н.А.Дворядкина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2013 г.

Целью данной работы является выявление роли и места иностранного языка (английского) как одной из основных дисциплин, изучаемой в условиях многоуровневой профессиональной подготовки российских космонавтов и обладающей средствами формирования профессиональной компетенции специалистов на основе анализа исторического развития международных отношений стран-участников программы Международной космической станции.

В работе проанализирована существующая в ФГБУ «НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина» система подготовки российских космонавтов по иностранному языку, определена специфика содержания курса дисциплины «Иностранный язык», а также описаны основные этапы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку российских космонавтов в условиях многоуровневой профессиональной подготовки.

В результате проведенного анализа был выявлен ряд недостатков данной системы, таких как:

– недостаточная интеграция подготовки по иностранному языку с курсами общепрофессиональных и специальных технических дисциплин;

– слабая взаимосвязь знаний иностранного языка с профессиональной деятельностью;

– недостаточность внимания анализу межпредметных связей между техническими дисциплинами и иностранным языком, что отрицательно сказывается на мотивации обучаемых в процессе развития иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности.

Предложены возможные способы преодоления указанных недостатков в рамках непрерывной системы поэтапного обучения с учетом специфики конкретного этапа подготовки.

Умение компетентно осуществлять профессиональную иноязычную коммуникацию, то есть достаточно высокая степень владения единицами языка и умение употреблять их в конкретных ситуациях общения, позволяет космонавту-исследователю самостоятельно и быстро получать, передавать, контролировать, анализировать, корректировать, сравнивать, оценивать информацию, необходимую для решения возникших технических проблем. В этой связи роль космонавта, находящегося на борту станции и владеющего иностранным языком как средством общения и получения профессионально значимой информации, несомненно, велика.