ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПИЛОТОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ И ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПИЛОТОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ И ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ

© Т.А.Крапивницкая, Л.В.Крапивницкая
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2013 г.

Медицинское освидетельствование авиационного персонала во врачебно-лётных экспертных комиссиях (ВЛЭК) предусматривает психологическое тестирование. Результаты этого исследования учитываются врачами-экспертами ВЛЭК (неврологом, терапевтом) или являются основанием для направления освидетельствуемого на консультацию к врачу-психиатру. Однако для специалистов, занимающихся изучением роли человеческого фактора в возникновении авиационных происшествий, представляет интерес возможность прогнозирования поведения членов экипажей воздушных судов в экстремальной ситуации.

В настоящем сообщении проанализированы результаты психологического обследования двух пилотов при медицинском освидетельствовании в ВЛЭК и поведение их во время экстремальной ситуации.

В первом случае, у командира воздушного судна (КВС) при психологическом обследовании были выявлены высокие показатели интеллекта («зрительно-пространственный» и «числовой» тесты составили 142 и 150 соответственно). Однако при исследовании личности по методике Стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ) двукратно были получены недостоверные ответы, что свидетельствовало о том, что исследуемый был «закрыт» к процедуре тестирования, вследствие чего были использованы дополнительные методы обследования личности: метод портретных и цветовых выборов (Сонди и Люшер соответственно) в компьютерном варианте, разработанном Л.Н. Собчик. По результатам обследования был выявлен акцентуированный профиль личности. Изучение мотивационной направленности, индивидуального типа реагирования, стиля общения, реакции на стресс, характеристик и особенностей характера и типа дезадаптации позволили прогнозировать при психо-эмоциональном напряжении у данного пилота возможность развития депрессивной реакции, тревожности, астении, трудности социальной адаптации и т.п.

Результаты психологического обследования второго пилота выявили снижение концентрации внимания, скорости мышления, темпа работоспособности. В письменном заключении психолог ВЛЭК оценил когнитивные функции ниже среднего уровня и не рекомендовал переучивание его на новую технику. Одновременно был назначен повторный осмотр у психолога и невролога через 3 месяца (на данное обследование пилот не явился). Анализ личностного профиля второго пилота по методике СМИЛ показывал акцентуированный профиль, эмоциональную нестабильность, снижение социальной активности, интровертированность, индивидуализм, сомнения в своих возможностях, склонность к колебаниям настроения, к социальной адаптации и др.

При анализе комиссией Межгосударственного авиационного комитета деятельности членов экипажа в реальной экстремальной ситуации было установлено, что поведение КВС отличалось импульсивностью, невозможностью интегральной оценки возникшей ситуации. При заходе на посадку у КВС отмечались признаки заторможенности, некоторой растерянности, неуверенности. В сложившейся ситуации КВС не проявил лидерских и организаторских качеств, которыми должен обладать командир. Второй пилот в экстремальной ситуации практически отстранился от деятельности, проявил пассивность, не внёс существенного вклада в разрешение проблемы, представлявшей на тот момент прямую угрозу жизни для экипажа и пассажиров.

Отсутствие лидерских качеств у КВС и второго пилота заставило взять управление ситуацией на себя более сильную личность (штурмана), деятельность которого в состоянии стресса, также оказалась недостаточно эффективной.

Таким образом, углублённое психологическое обследование позволило прогнозировать поведение членов экипажа в экстремальной ситуации. Данный экипаж, в силу плохого психологического подбора и контроля, при возникновении экстремальной ситуации действовал непродуктивно. Рекомендации психолога в отношении второго пилота не были учтены руководством авиакомпании. Важно подчеркнуть, что отсутствие штатного психолога в авиакомпаниях отрицательно сказывается на подборе и психологическом обеспечении эффективной деятельности лётного состава.