ПОДГОТОВКА КОСМОНАВТОВ И ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ИХ ПОДГОТОВКЕ

© Е.Н.Фомкина, Т.К.Фомкина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2013 г.

В настоящее время постоянное усложнение космической техники, увеличение продолжительности пилотируемых космических полетов, расширение круга и содержания решаемых задач актуализируют проблему повышения уровня профессиональной подготовки космонавтов к выполнению программ полетов. Возрастают требования к объёму и качеству знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения полётов. Параллельно с этим возрастает и продолжительность подготовки.

Подготовка будущего космонавта имеет свою специфику, которая, прежде всего, состоит в том, что к своей профессиональной деятельности он приступает не сразу после окончания обучения, а спустя несколько лет. За это время утрачиваются знания, практические умения и навыки. С этой целью в Центре подготовки космонавтов проводятся восстановительные занятия, в ходе которых происходит повторение и углубление профессиональных знаний и поддержание практических навыков и умений. Продолжительность восстановительных занятий определяется уровнем остаточных знаний у космонавтов, прошедших обучение, и зависит от индивидуальных способностей обучаемого и промежутком времени между окончанием обучения и началом восстановительных занятий. Проблема определения содержания и объема таких занятий чрезвычайно актуальна, поскольку от этого зависит, во-первых, способность космонавта профессионально выполнить полёт, во-вторых, это позволяет преподавателю и методисту оптимизировать процесс восстановительных занятий.

Основным методом контроля знаний в профессиональной подготовке космонавтов является опрос, который имеет определённые недостатки, заключающиеся, прежде всего, в отсутствии адекватности и объективности. В результате преподаватель чаще всего интуитивно определяет продолжительность восстановительных занятий, либо снижая качество обучения, либо увеличивая продолжительность подготовки. Педагогическое тестирование является средством построения восстановительных занятий в профессиональной подготовке космонавтов, если:

– тестовые задания являются средством актуализации знаний космонавтов, полученных в процессе их профессиональной подготовки;

– содержание тестов ориентировано на выявление остаточных знаний космонавтов, необходимых для реализации своей профессиональной деятельности;

– результаты тестирования создают возможность оптимального построения образовательной траектории космонавта.

Задачи тестирования:

– выявить особенности профессиональной деятельности космонавтов;

– определить специфику восстановительных занятий в процессе профессиональной подготовки космонавтов;

– охарактеризовать педагогическое тестирование как средство педагогического контроля в процессе профессиональной подготовки космонавтов;

– экспериментально подтвердить эффективность корректировки учебной программы восстановительных занятий на основе результатов педагогического тестирования.

Подготовка космонавтов — это система мероприятий, направленная на формирование у специалистов, отобранных для выполнения космических полётов, знаний, умений, навыков и качеств, необходимых для профессии космонавта-испытателя. Процесс подготовки космонавтов делится на три этапа.

Первый этап — общекосмическая подготовка продолжительностью в два года. Будущим специалистам излагаются основы процессов и явлений, с которыми им предстоит столкнуться в космическом полете.

Второй этап — подготовка в составе группы, которая осуществляется в течение полутора-двух лет. Процесс подготовки в составе группы характеризуется изучением всех систем и научной аппаратуры пилотируемой станции.

Третий этап — подготовка в составе экипажа имеет ту же продолжительность — полтора-два года. Процесс подготовки в составе экипажа характеризуется изучением деятельности, связанной с предстоящим космическим полётом.