ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ АЭРОКОСМИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ АЭРОКОСМИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

© С.В.Володин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2013 г.

Рассмотрены некоторые стандарты и подходы к управлению жизненным циклом аэрокосмических программ. При этом в целях более детального сопоставления проведена «синхронизация» отдельных фаз жизненного цикла.

Представлен сравнительный анализ следующих стандартов и подходов к управлению жизненным циклом: ГОСТ 2.103-68 (2001, с изм.2 2006) ЕСКД «Стадии разработки» (конструкторской документации изделий всех отраслей промышленности); существующего и перспективного (представленного департаментом авиационной промышленности Министерства промышленности и торговли РФ) российского стандарта в авиационной технике; российского стандарта в ракетно-космической технике; стандарта NASA; стандарта Министерства обороны США; прочих стандартов и подходов, включая уровни готовности инновационных технологий NASA (Technology Readiness Levels — TRL).

Приведено описание и сопоставление систем управления американскими и европейскими аэрокосмическими программами, системы проектирования гражданских самолетов, принятой в корпорациях Airbus и Boeing.

На основе информации о разработке, опытном производстве и лётных испытаниях для различных типов летательных аппаратов показаны тенденции управления фазами жизненного цикла аэрокосмических проектов.

В итоге можно отметить следующие тенденции развития практики управления наукоёмкими проектами: детализируется число фаз жизненного цикла продукции, что повышает управляемость проектов и программ в условиях усложнения внешнего окружения и внутренней среды; усиливается роль различного рода стандартов и процедур в процессе принятия решений; обращается большее внимание к экспериментальному обеспечению процесса разработки; экспериментальные исследования на стадии научно-исследовательской разработки носят преимущественно тематический характер; при переходе на стадию опытно-конструкторской разработки они приобретают объектовый характер; ответственность за обеспечение эффективности эксплуатации оператором в современных условиях в значительной степени разделяется разработчиком (обеспечение документацией, тестирование, послепродажное обслуживание, поддержка изделия в течение всего жизненного цикла); усложнение структуры и систем управления наукоёмкими проектами сопровождается одновременным усилением интеграции и итеративности всех фаз жизненного цикла.

Необходима доработка или дополнение новыми документами действующих отечественных норм системы конструкторской документации до уровня, расширяющего диапазон действия данного документа в направлении фундаментальных и прикладных исследований (включая обоснование концепции с позиции маркетинга, если предусматривается коммерческое использование) и поддержки эксплуатации и утилизации изделий.