ПОТЕНЦИАЛ ИДЕЙ РУССКОГО КОСМИЗМА КАК ФИЛОСОФСКАЯ БАЗА СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

ПОТЕНЦИАЛ ИДЕЙ РУССКОГО КОСМИЗМА КАК ФИЛОСОФСКАЯ БАЗА СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

© Т.И.Кувшинова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2013 г.

В настоящее время много говорят о кризисе образования в России, множество научных исследований посвящено тому, с помощью каких технологий должно осуществляться обучение, но не ставится вопрос о том, какого человека надо готовить, четко не сформулирован социальный заказ общества школе. Для большинства педагогических исследований характерно отсутствие философской проработки проблемы современного образования. Наблюдается увлечение различными западными теориями, а такое направление философской мысли как русский космизм не проработано педагогами.

Современная педагогика провозглашает необходимость соблюдения принципа природосообразности в образовании. Но при этом нигде не ставится вопрос о необходимости учета циклов А.Л. Чижевского в образовательном процессе. Русский космизм должен изучаться в школьных программах, также как и идеи В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере, идеи Чижевского о солнечно-земных связях.

Что из русского космизма можно взять для современной педагогики? Представляется, прежде всего, образ человека будущего, которому присущи такие качества, как воля, ответственность не только перед обществом, но и перед природой в самом широком понимании вселенской природы.

Современная школа нуждается в научной философской системе, которой может стать русский космизм. Старая философская система ушла, и образовавшийся вакуум стремительно заполняется ненаучными религиозными и псевдорелигиозными концепциями. Неудивительно, что «звезды» различных конкурсов и шоу-бизнеса затрудняются ответить на вопрос — вращается ли Солнце вокруг Земли или наоборот.

Противоречивые религиозные концепции не только не дают правильной картины мира, но и порождают взаимную неприязнь представителей той или иной конфессии, а, как известно, самые жестокие войны — это религиозные войны. Циолковский утверждал, что по самой своей природе вера чрезвычайно субъективна, и человек склонен верить в то, что ему выгодно. Субъективности веры он противопоставлял объективность рационального знания; туманности и расплывчатости веры — монизм объективного научного знания. Также Циолковский уделял много внимания вопросам общественного устройства и этики, например, в работах «Идеальный строй жизни» (1917), «Миражи будущего общественного устройства» (1918), «Что делать на Земле?» (1928) и др. В них он показал себя сторонником социалистического общества, общинной организации, высокой нравственности и личной ответственности каждого человека. Особое внимание в его творчестве уделено экологической этике как ответственности перед всеми живущими на Земле существами и жизнью в целом. Истоки нынешнего экологического кризиса во многом лежат в отрицании этических принципов во взаимоотношениях человека с природой.

Циолковский писал, что главная цель школы — научиться жить: то есть уметь добывать необходимое для жизни, знать наиболее разумные отношения, понимать лучшее социальное устройство, быть гражданином. Все остальное усваивается по силам, способностям и желаниям каждого. Все представители русского космизма были мастерами своего дела и сторонниками реальной практической педагогики.