ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КОСМОНАВТОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (НА ОСНОВЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДОБИЯ)

© Н.С.Банных
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2013 г.

Освоение космического пространства является естественным путем развития человечества. Но постоянно увеличивающаяся сложность космической техники и расширение задач, решаемых с ее использованием, предъявляют повышенные требования к уровню подготовленности космонавтов. Космические полеты еще долгое время останутся испытательными и при их проведении возможно возникновение различных аварийных ситуаций (АС). Расчётные АС заранее предусмотрены разработчиками систем. Космонавты должны быть подготовлены ко всем АС. Но количество расчётных АС чрезвычайно велико, что создает существенную проблему при планировании программы обучения.

Предлагается обеспечивать подготовку космонавтов к АС на основе использования психологического подобия деятельности, которое рассматривается как некоторое отношение между психологическими системами деятельности космонавтов в разных АС. На основании сходства отдельных параметров, характеризующих нормативные способы выполнения деятельности, делается вывод о сходстве её психологической структуры. В любой деятельности может быть выделена её основа, а также специфические особенности и детали, которые меняются при изменении условий, но не влияют на содержание и результат. Гибкость структуры деятельности и перенасыщенность связями обеспечивают динамическую устойчивость её основы, которая проявляется в сохранении способа выполнения деятельности.

На основании проведённых экспериментальных исследований были выделены наиболее информативные, хорошо регистрируемые параметры для оценки подобия деятельности космонавтов при возникновении имитируемых отказов систем. Степень влияния этих параметров существенно зависит от выполняемой оператором функции и уровня его подготовленности. Для построения классификации деятельности был использован модифицированный метод многокритериальной качественной оценки с учетом двух вариантов классификации: полное совпадение всех выделенных параметров подобия и совпадение лишь наиболее значимых параметров. Два варианта классификации позволяют в зависимости от временных ограничений реальной подготовки использовать тот или иной вариант, уменьшая или увеличивая вероятность успешности выхода из АС.

Разработанный подход позволил оптимизировать подготовку космонавтов к большому количеству расчетных АС на основе выделения классов, внутри которых деятельность операторов подобна. Это обеспечивает подготовку операторов сразу ко всем ситуациям из каждого класса, а не к каждой ситуации в отдельности. В качестве критерия правильности установления психологического подобия рассматривается успешность выполнения деятельности в одной АС после освоения деятельности в другой, если между психологическими системами деятельности в этих ситуациях было выявлено подобие.

Разработанные принципы классификации деятельности по её психологическому подобию могут быть использованы при выявлении готовности операторов к деятельности в нерасчётных АС. Подход также апробирован при определении адекватности деятельности космонавтов в реальных условиях космического полета и при выполнении тренировочных упражнений на наземных тренажных средствах.