РАДАРЫ НЕКОГЕРЕНТНОГО РАССЕЯНИЯ — ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПЛАЗМЕННЫХ НЕОДНОРОДНОСТЕЙ, СОЗДАВАЕМЫХ В ИОНОСФЕРЕ БОРТОВЫМИ ЖИДКОСТНЫМИ РАКЕТНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

РАДАРЫ НЕКОГЕРЕНТНОГО РАССЕЯНИЯ — ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПЛАЗМЕННЫХ НЕОДНОРОДНОСТЕЙ, СОЗДАВАЕМЫХ В ИОНОСФЕРЕ БОРТОВЫМИ ЖИДКОСТНЫМИ РАКЕТНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

© В.П.Лебедев, В.В.Хахинов, Е.М.Твердохлебова, А.Г.Корсун, М.Ю.Куршаков, Е.А.Лалетина, О.Ю.Криволапова, Д.А.Дзюбанов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2013 г.

В сентябре 2007 года начались серии активных космических экспериментов (КЭ) «Плазма-Прогресс» (с 2010 г. — в рамках космического эксперимента «Радар-Прогресс»), проводимых после отстыковки транспортного грузового корабля серии «Прогресс» от Международной космической станции (МКС). Основным исследовательским инструментом является Иркутский радар некогерентного рассеяния (НР) Института солнечно-земной физики, а с 2013 года измерения проводятся также и Харьковским радаром Института ионосферы. Одна из задач эксперимента заключается в проведении анализа влияния выхлопных струй бортовых двигательных установок на радиооблик (отражательные характеристики) низкоорбитального космического аппарата в диапазоне частот от 154 до 162 МГц путём сопоставления отражательных характеристик «Прогресса» при работающих и неработающих двигателях. Для решения поставленной задачи потребовалось сформировать радиосигнал с линейно-частотной модуляцией.

Особенностью исследований в радиодиапазоне является точность выбора времени проведения КЭ. Это связано с тем, что радар НР имеет довольно узкую диаграмму направленности излучения. МКС пролетает всю зону видимости за несколько секунд.

Излагается физическая постановка исследований, описываются методики измерений и обработки данных и приводятся первые результаты экспериментальных измерений.

Уровни равной электронной плотности создаваемых неоднородностей имеют сложную пространственную структуру. Результаты экспериментов показали, что небольшие массы (от 5 до 11 кг) выхлопных газов оказывают заметное влияние на отражательные характеристики «Прогресса».