РАЗРАБОТКА МЕТОДА ОЦЕНКИ ИНФОРМАТИВНОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ АВИАЦИОННЫХ ГАЗО-ТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

РАЗРАБОТКА МЕТОДА ОЦЕНКИ ИНФОРМАТИВНОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ АВИАЦИОННЫХ ГАЗО-ТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

© Г.С.Зонтов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2013 г.

Приоритетным направлением в области повышения безопасности и регулярности полетов авиационной техники (АТ) является совершенствование как структуры и логической организации технической диагностики, так и ее процессов, направленных на обеспечение раннего обнаружения предотказных состояний высоконагруженных элементов летательных аппаратов (ЛА). Безопасность использования АТ в значительной степени определяется надёжностью, заложенной при ее проектировании и производстве, а также эффективностью современных методов и средств диагностики технического состояния АТ.

Планер, двигатель, функциональные системы АТ подвержены непрерывным, качественным изменениям. Направление этих изменений предопределяется вторым законом термодинамики, который утверждает, что упорядоченные системы имеют тенденцию самопроизвольно разрушаться со временем. Эта тенденция проявляется при совместном действии многочисленных дезорганизационных факторов, которые в полной мере не могут быть учтены при проектировании и изготовлении АТ, поэтому процессы изменения качества элементов кажутся нерегулярными, случайными, а их последствия — неожиданными.

При эксплуатации АТ по фактическому техническому состоянию необходимо найти путь, обеспечивающий необходимую эффективность технического обслуживания (ТО). Одним из таких путей является ранняя диагностика авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), позволяющая обнаружить тенденцию к развитию неисправного состояния с упреждением.

Однако, как показывает опыт эксплуатации, зачастую трудно добиться «адресности» дефектов, в частности, в такой сложной системе как ГТД. Известные технологии контроля, методы математического моделирования ГТД, полунатурных испытаний, факторного анализа и др. не всегда приводят к желаемому эффекту.

Для оценки технического состояния авиационных двигателей в настоящее время используют широкий спектр методов диагностирования, базирующихся на: оптико-визуальном контроле, контроле масла, диагностике по регистрируемым параметрам, неразрушающем контроле. Здесь уместно задать вопрос: «При каком сочетании методов диагностики можно в короткие сроки, «адресно» и достоверно предупредить отказ?». Вопрос актуален ввиду частых случаев необоснованного съема двигателей или пропуска дефектов из-за неправильно поставленного диагноза, что связано с погрешностями обработки диагностической информации или сбоем в процессе её анализа (т.н. человеческий фактор). К тому же до конца не раскрыт информационный потенциал контролируемых параметров и методов диагностики. Здесь под «информационным потенциалом» понимается недоиспользованная возможность учета информационной значимости как контролируемых параметров, так и методов диагностики, позволяющих более точно определить состояние объекта, т.е. более быстро приблизиться к цели, «адресу» неисправности (неисправного состояния) или отказа.

В докладе предлагается осветить подходы формирования диагнозов с учётом ценности получаемой информации контролируемых параметров, т.е. недоиспользованного их информационного потенциала, а также совершенствовать алгоритмы диагностирования путём оценок связей между регистрируемыми параметрами наряду с используемыми оценками трендов параметров по наработке.