ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО И НООСФЕРНАЯ ЭТИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: СМЫСЛОВЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО И НООСФЕРНАЯ ЭТИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: СМЫСЛОВЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ

© В.И.Алексеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2013 г.

Вопрос, который хотелось бы поставить в настоящее время, заключается в следующем: имеет ли социальная теория космизма продолжение или отражение в других социальных проектах, не стоит ли она в стороне от развития социальной мысли в целом? В частности, сравним принципы социального строительства, предложенные К.Э. Циолковским, и основные идеи ноосферной этико-экологической конституции человечества (НЭЭК), предложенной рядом ученых в начале XXI в. в качестве проекта будущего общественного развития. Очевидным является то, что оба проекта абстрактно-идеальны.

Главное, что их объединяет, — признание природной основы социального. Циолковский полагал, что социум непосредственно порожден космосом, является его прямым продолжением. В НЭЭК говорится: «…дальнейшее развитие цивилизации может происходить только в согласии с законами природы» (Ноосферная этико-экологическая конституция человечества. М., Торопец, ЧП Лапченко, 2007, с. 5). В понимании Циолковского природа космоса складывается из двух составляющих: обладающей абсолютной нравственностью нематериальной причины космоса и порожденной ею вечно существующей и самообновляющейся материи. Поэтому человек и общество стремятся одновременно стать подобными причине в ее нравственном и творческом начале и подобными физической природе в ее способности к самообновлению. В концепции НЭЭК заложено более современное представление о природе сущего. Это триада «информация – энергия – материя». Утверждается, что во Вселенной происходит непрерывный обмен и взаимопревращение информации, энергии и материи. Человек есть совокупность энергоинформационных составляющих, которые проявляются во всех его аспектах (биологическом, нравственном, социальном). Поэтому основные направления деятельности общества должны осуществляться с учетом космических принципов движения информации и энергии.

Утверждение времен Циолковского о беспредельности мироздания в пространстве и времени в наше время вылилось в понятие универсального поля как энергоинформационной голографической матрицы Вселенной. Такие свойства космоса, как однородность, непрерывность, беспредельность, эволюционизм присущи и социуму, который Циолковский называет космическим, а авторы НЭЭК ноосферным. Такому социуму будут присущи: единство людей (отсутствие войн и других проявлений вражды как в мыслях, так и в действии); единство физической природы и общества; однородность общества с точки зрения равных прав людей на психофизическую целостность личности, на реализацию способностей и творческого начала, на материальные блага. Это принцип равенства людей в реализации их прав и творческих способностей перед лицом Вселенной.

Еще один космистский принцип, выраженный как в учении Циолковского, так и в НЭЭК — восприятие общества в качестве цельного общепланетарного феномена. В каких бы аспектах Циолковский ни рассматривал вопросы социального (управленческий аппарат, юриспруденция, психология, техника), они всегда имеют планетарный характер. Космистов не интересовали вопросы особенного, частного, исключительного. Тот же подход выражен в самой идее ноосферы В.И. Вернадского, достойное развитие которой осуществлено в проекте НЭЭК. Ноосфера общепланетарна как и ее базис — биосфера. Это стадия развития планеты как космического тела. Трудность сравнения социальных учений Циолковского и Вернадского заключалась в том, что в довольно многочисленных конкретных описаниях общества Циолковским возможно вычленить ряд общих принципов. В абстрактной идее ноосферы не просматривается конкретика. Подобная идея нуждалась в конкретном наполнении, что и было сделано авторами НЭЭК.

Из предыдущей позиции непосредственно вытекает вопрос о пространственном масштабе общества будущего. Поскольку в учении Циолковского общество выступает высшей формой существования самого космоса, оно подобно ему и в физических масштабах. Многочисленные человечества (космические расы) возникают закономерно, распространяются «по лицу вселенной», сливаются в содружества все более высокого уровня и крупного масштаба. Этими сообществами управляют президенты различных уровней вплоть до президентов галактик, общающиеся непосредственно с причиной космоса. Сам космос изменяет качество своего существования, переходя на социальную ступень бытия. Понятие ноосферы, получившее развитие и конкретное наполнение в НЭЭК, также предполагает два процесса: выход земного человечества на космическую стадию развития и реализацию содружества космических рас. Само понятие ноосферы предполагает отсутствие какого-либо ограничения в масштабах ее существования, будь то физический, энергетический, информационный план. То есть она не имеет границ по определению. Обе позиции являются собственно космистскими, поскольку преодолевают разрыв между локальной земной цивилизацией и высшим центром Вселенной. Нет разрыва постепенности, а есть сознательная жизнь, равномерно наполняющая Вселенную.

Таким образом, сравнение основных позиций социального учения Циолковского и НЭЭК показывает их внутреннее сходство. Оба учения исходят из одинаковых принципов, что еще раз подтверждает внутреннее единство космистских теорий общества.