ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СТАРТОВАЯ СТУПЕНЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЮНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СТАРТОВАЯ СТУПЕНЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЮНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

© Н.И.Чудакова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2013 г.

Дошкольники — прирожденные исследователи, внимательные и заинтересованные участники воспитательного процесса. Подтверждением тому — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога — активно помогать им в этом. В ходе исследовательской деятельности ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно–следственные связи, соблюдать правила безопасности.

Студия творческого развития дошкольников Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр космического образования (ДЮЦКО) «Галактика» города Калуги носит название «Планета детства». На этой планете дети учатся, играют, занимаются творчеством.

Все объединения студии, независимо от направленности, содержат в своей структуре занятия по космической тематике. Для маленьких воспитанников ДЮЦКО «Галактика» разработана программа «Космознайка». В основе курса лежат астрономические понятия. Программа включает ролевые игры, экскурсии, беседы, диалоги, ситуативные поисковые задания. Важной составляющей программы является материал о жизни и деятельности К.Э. Циолковского, по истории космонавтики. Занятия организованы с использованием активных методов обучения: эвристического, проблемного, информационных технологий.

Активные формы организации обучения способствуют развитию психических процессов личности ребенка: мышления (оригинальность, ассоциативность, гибкость, продуктивность); внимания (восприятие и понимание информации); памяти (способность к систематизации информации, опыта, идей); волевых качеств (способность сконцентрировать внимание на конкретном виде деятельности); способность к оценке (определение значимости продуктов собственной и чужой деятельности, понимание мыслей и поступков как собственных, так и окружающих).

Такая организация занятий стимулирует развитие любознательности как мотивации познания всего нового, воображения как основы творческой деятельности, грамотной речи, логической мысли, навыков (мелкомоторных, мануальных, тактильных, слуховых, визуальных, зрительных). Программа постоянно совершенствуется и дополняется.

Внедрение аэрокосмического компонента в воспитательный процесс дошкольников ДЮЦКО «Галактика» обусловлено повышенным интересом малышей к космической тематике в Калуге — «колыбели космонавтики».