ЗАДАЧА ФОРМИРОВАНИЯ СЕТИ МЕСТНЫХ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ РОССИИ

ЗАДАЧА ФОРМИРОВАНИЯ СЕТИ МЕСТНЫХ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ РОССИИ

© В.В.Балашов, А.В.Смирнов, Т.О.Цейтлина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2013 г.

Разработаны методика формирования сети местных воздушных линий (МВЛ) России и методика оценки требуемого количества самолётов МВЛ. Местными воздушными линиями считаются авиалинии внутри одного субъекта РФ. К местным авиаперевозкам отнесены поездки граждан в «эпизодических целях» к аэропортам магистральных авиалиний, а также поездки в административные центры субъектов РФ в целях образования, здравоохранения, культуры, а также для решения административных вопросов. В качестве пунктов вылета рассматриваются районные центры, города и посёлки городского типа, республиканского, краевого, областного и окружного подчинения (условное наименование — РЦ). В качестве пунктов прилёта рассматриваются административные центры соответствующих субъектов РФ (условное наименование — ОЦ). Для субъектов РФ большой площади, имеющих авиалинии большой протяженности (более 600 км), в состав сети включаются «дополнительные концентраторы» (ДК) местных воздушных линий. ДК практически всегда это РЦ, в которых есть аэропорты, зарегистрированные в Государственном или территориальных реестрах. Авиалинии между ДК отнесены к магистральным авиалиниям и в данной работе не рассматриваются.

Проведено варьирование параметра «время поездки» и проанализировано его влияние на ряд критериев. К дальнейшему рассмотрению приняты два значения параметра «время поездки»: менее трех и четырех часов. Для скорости наземного транспорта 75 км/час это соответствует дальности поездки до 225 км и 300 км соответственно. Таким образом, рассмотрены два варианта сети МВЛ, соответствующих указанным «пороговым» значениям времени и дальности поездки, разделяющим зоны предпочтительного использования наземного и воздушного транспорта.

В предположении, что один самолёт МВЛ совершает один полёт в день (туда и обратно), в зависимости от численности и предполагаемой подвижности населения для сформированных вариантов сети МВЛ получены оценки потребного числа самолётов МВЛ пассажировместимостью 9, 15 и 19 мест. Показано, что при современном уровне подвижности населения (одна поездка на 10 человек в год) в зависимости от принятого «порогового» значения дальности поездки (300 км или 225 км) необходимое количество самолётов МВЛ составляет 160 и 282 соответственно. При предполагаемом увеличении уровня подвижности населения на порядок необходимое число самолётов МВЛ составит 611 и 1127 соответственно.

На основе полученных результатов могут быть сделаны вариантные оценки затрат государственных ресурсов, необходимых для реализации минимального социального транспортного стандарта (в части местных пассажирских авиаперевозок) при различных параметрах стандарта, соответствующих различным уровням транспортного обслуживания населения. В соответствии с этим должны приниматься решения о формировании сети МВЛ и парка воздушных судов.