«ЗЕМЛЯ В ОБЪЯТИЯХ ВСЕЛЕННОЙ»

© Е.М.Моисеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2013 г.

К.Э. Циолковский слыл личностью неординарной, разносто-ронне развитой, творчески одаренной. Современное молодое поколение в большинстве своем стоит на грани творческого вымирания. Проблема развития детского творчества весьма актуальна, так как речь идет о важнейших условиях формирования личности на первых этапах ее становления. Одним из направлений творческой деятельности сегодня стал дизайн одежды — искусство создания костюма как утилитарной вещи и одновременно художественного произведения. Образовательная программа по дизайну одежды, реализуемая на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр космического образования (ДЮЦКО) «Галактика» города Калуги, носит название «Земля в объятиях Вселенной».

Разработанная совместно с Мемориальным музеем космонавтики города Москвы в рамках Всероссийской конференции обучающихся памяти С.П. Королева в 2013 году, программа «Земля в объятиях Вселенной» оказалась достаточно актуальной и востребованной старшеклассниками, которые осознают, что создание костюма — это целая наука, а также для тех обучающихся, которые стремятся подчеркнуть свою индивидуальность. Программа является одним из направлений проекта «Молодежное дизайн-бюро по художественной интерпретации космоснимков», в котором принимают участие также воспитанники школ Республики Саха (Якутия). Новизна программы заключается в интегрировании знаний и умений по таким общеобразовательным дисциплинам, как «Технология обработки ткани», «Мировая художественная культура», «Изобразительное искусство», «Информационные технологии», «Астрономия», «Дистанционное зондирование Земли» (ДЗЗ), в создании благоприятных условий для творческой самореализации личности учащегося.

Важным условием реализации программы является информатизация образовательного процесса: применение компьютерной техники для создания и разработки эскизов, использовании информационных коммуникационных технологий при проведении практических работ.

Цель программы: рассказать учащимся о ДЗЗ через проект художественной направленности. Задачи: расширить знания учащихся о костюме как объекте дизайна, познакомить со спецификой творчества дизайнера, компьютерным моделированием, приемами ДЗЗ; способствовать выявлению творческих способностей у учащихся, развитию их фантазии, дизайнерского мышления.

Программа рассчитана на 136 часов. Продолжительность образовательного процесса 1 год. По ее завершении предусмотрены разработка, изготовление и защита индивидуального дизайнерского проекта как результат решения творческой задачи. Программа может быть рекомендована учителям технологии общеобразовательных школ, педагогам дополнительного образования, специалистам в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна.